Язык мой — враг твой
Игорь Додон решил использовать русский язык в борьбе за власть с Майей Санду
Русский язык стал оружием в борьбе за власть в Молдавии. За неделю до ухода с поста президента Игорь Додон подписал закон, гарантирующий русскому статус языка межнационального общения. Этим он надеется пробить себе и своей партии дорогу в парламент в преддверии неминуемых досрочных выборов. И если будущая глава государства Майя Санду решит отменить норму, это окажется на руку господину Додону, который сможет атаковать противников под знаменами защиты прав русскоязычных.
Пророссийский президент Молдавии Игорь Додон, которому меньше недели осталось работать главой государства, 18 декабря подписал пакет резонансных законов, принятых на этой неделе его Партией социалистов и ее ситуативными союзниками. Больше всего шума в стране, расколотой и по национальному, и по геополитическому признакам, наделали законы, касающиеся русского языка. Таковых господин Додон подписал несколько.
- Во-первых, это закон о статусе русского языка как языка межнационального общения.
- Во-вторых, закон, отменяющий введенный в 2017 году запрет на трансляцию в Молдавии новостей российских телеканалов.
- И в-третьих, закон, предусматривающий, что в аптеках и медучреждениях по требованию пациентов должны выдавать инструкции к лекарствам на русском языке.
Эти законы (а особенно закон о статусе русского языка, предполагающий, среди прочего, перевод на русский всех без исключения актов, принимаемых органами власти любого уровня) раскритиковали правые партии, которые в Молдавии ориентированы или на Евросоюз, или на соседнюю Румынию. Депутаты от этих политических сил заявили, что попытаются отменить закон о русском языке через Конституционный суд. И шансы на это весьма высоки.
«На закон много отрицательных заключений. Его не визировало правительство, а это обязательно, поскольку закон требует увеличения бюджетных расходов. Отсутствие визы делает закон неконституционным. Нетрудно догадаться, каким будет решение Конституционного суда»,— заявил “Ъ” вице-спикер парламента Молдавии от оппонирующей Игорю Додону партии «Платформа "Достоинство и правда"» Александр Слусарь.
За отмену подписанных Игорем Додоном законов высказались и в партии избранного президента Молдавии Майи Санду «Действие и солидарность» (ДИС). По словам депутата ДИС Серджиу Литвиненко, почти все законы «вызывают большие сомнения в их конституционности»: «Это относится и к процедурам, потому что пренебрегли регламентом парламента или положениями конституции об этих процедурах, и самой сути».
Парадокс в том, что даже если закон о статусе русского языка будет отменен, это сыграет на руку господину Додону и его партии.
24 декабря, как сообщается на официальном сайте президента Молдавии, состоится инаугурация Майи Санду. Анонс не лишен драматургии: в нем говорится, что Игорь Додон лично передаст ей власть. То есть победительница и проигравший, всю избирательную кампанию избегавшие контактов (их дебаты так и не состоялись), посмотрят друг другу в глаза. Дополнительную интригу встрече придает то, что их борьба на самом деле только начинается.
В парламентской республике, какой является Молдавия, у президента урезанные полномочия, поэтому власть здесь контролирует тот, у кого большинство в законодательном органе. Сейчас это Игорь Додон. Именно благодаря неформальному альянсу его Партии социалистов с партией «Шор» (носит фамилию своего лидера, супруга российской певицы Жасмин Илана Шора) и группой Pentru Moldova («Для Молдовы») были приняты резонансные законы. Вместе эти три силы располагают более чем половиной от общего числа мандатов.
ДИС госпожи Санду контролирует менее четверти мест. Поэтому сразу после победы над Игорем Додоном она стала требовать роспуска парламента и проведения досрочных выборов. В этом стремлении она не одинока. Игорь Додон тоже высказался за досрочные выборы. По его словам, избранный в 2019 году парламент «не соответствует выбору граждан» и «должен быть и будет распущен». «Думаю, в 2021 году, независимо от того, кто и что попытается сделать, пройдут досрочные парламентские выборы»,— заявил господин Додон в одном из недавних интервью.
Неизбежностью выборов эксперты и политики и объясняют принятие и подписание господином Додоном законов, направленных в том числе на защиту прав русскоязычных.
«Спешка связана с ожиданием неминуемых досрочных выборов парламента»,— утверждает в разговоре с “Ъ” глава аналитического Balkan-centre Сергей Манастырлы. По его словам, Игорь Додон старается сплотить и мобилизовать русскоязычных избирателей, электорат слева. Эксперт уверен, что попытка оппонентов господина Додона заблокировать принятые законы будет выгодна социалистам: «Социалисты подогнали троянского коня к стану своих правых оппонентов. Если они проглотят закон о русском языке — это вызовет негодование их сторонников. А если постараются оспорить и затормозить — социалисты используют это, чтобы обвинить в нападках на русскоязычных граждан страны и в игнорировании прав нацменьшинств».
Александр Слусарь опасается, что принятие законов спровоцирует в обществе межэтническое противостояние: «На фоне того, что многие румыноязычные упрекают русскоязычных, что те не хотят учить государственный язык, такой закон — это бензин в огонь. Наше общество и так с трудом удерживается на грани гражданского противостояния».
Собеседники “Ъ” также сходятся в том, что выполнять положения принятого закона будет невозможно в том числе потому, что в стране нет ресурсов, чтобы обеспечить перевод всей документации на русский язык. «Заставить каждый государственный орган отвечать гражданам на русском языке невозможно. Во многих структурах нет кадров, чтобы составлять ответы на двух языках»,— заверил Александр Слусарь.
А Сергей Манастырлы обращает внимание на другой аспект: «В законе не указана ответственность за его нарушение. Нет никаких гарантий, что положения нового закона будут выполняться. Не указано также, какие меры должно предпринять государство — как, например, обучить чиновников русскому языку? Закон может превратиться в основание для тяжб граждан с государством, когда они не получат по закону ответов, а потом чиновники будут судиться с государством в Европейском суде по правам человека в связи с тем, что оно не обеспечило условий для выполнения закона. И будут выигрывать».