ЦКАД выходит на улицу
Кольцевую автодорогу вписывают в городскую среду
Жители Одинцовского округа Подмосковья пожаловались президенту РФ на планы «Автодора» построить новую развязку на пересечении Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) и Можайского шоссе. Трасса пройдет в 35 м от домов, хотя по действующим нормам расстояние должно быть не менее 200 м, утверждают противники проекта. Отрезок ЦКАД в этом месте будет считаться «магистральной улицей общегородского значения», которая может проходить, согласно нормативам, в 25 м от домов, поясняют в «Автодоре».
Жители поселков Малые и Большие Вяземы (несколько сотен человек) обратились с письмом в адрес Владимира Путина с просьбой взять под «личный контроль и провести проверку» строительство развязки на пересечении Можайского шоссе и ЦКАД.
ЦКАД, напомним, это платный дублер «малой бетонки», который проектировался в 2008–2011 годах, а сейчас активно строится. Первоначальный проект не предполагал безостановочного движения по кольцу: не было части дороги между М10 и М11, сохранялись светофоры на пересечении ЦКАД и Можайского шоссе и т. д. В 2019 году Минтранс признал недоработки, пообещав устранить 12 «узких мест». Курирующая проект госкомпания «Автодор» начала проектировать недостающие элементы, включая развязку на пересечение ЦКАД с Можайским, Петровским шоссе и железной дорогой.
Планируется построить три путепровода, при этом автодорога пройдет на расстоянии 35 м от многоквартирных домов, следует из чертежей, с которыми ознакомились жители. Это, пояснила “Ъ” представитель инициативной группы жителей Мария Елисеева, является нарушением свода правил для строительства автодорог 2012 года, в котором сказано, что трассы могут проходить на расстоянии не менее 200 м от «от бровки земляного полотна до линии застройки населенных пунктов». Против предложенного «Автодором» проекта ранее выступала администрация Одинцовского округа, следует из ответа жителям (есть у “Ъ”). Горожане предложили госкомпании проложить дорогу вдали от домов по Петровскому шоссе. Ранее они также обращались с письмом к вице-премьеру Марату Хуснуллину, в Генпрокуратуру, правительство Московской области, но ничего добиться не смогли.
В «Автодоре» “Ъ” рассказали, что рассматривали семь вариантов прохождения трассы, включая те, что предлагали инициаторы обращения. «Каждый из вариантов затрагивает интересы жителей, а также предполагает снос строений и изъятие земельных участков»,— отметили в госкомпании.
Рабочая группа, куда вошли представители подмосковного минтранса, минэкологии, администрации Одинцовского округа по результатам многочисленных совещаний выбрала сценарий с тремя путепроводами, на который и жалуются жители.
ЦКАД в этом месте пройдет по территориям лесного фонда (сколько деревьев будет вырубаться, неизвестно) и двум СНТ. Госкомпания называет этот вариант «наиболее соответствующим поставленным задачам». Дорога будет иметь статус «магистральной улицы общегородского значения», которая должна строиться по правилам застройки городских и сельских поселений 2016 года. Эти правила допускают расстояние 25 м от проезжей части до жилой застройки при наличии шумовых экранов. На самом деле дорога будет удалена от домов на расстояние 45 м, обещает «Автодор».
Госкомпания не имеет права ссылаться на правила застройки городских поселений, считает Мария Елисеева, место, где пройдет ЦКАД, не входит в состав населенного пункта. При этом, по ее информации, администрация Одинцовского округа готовит новый генплан, где этот пробел, возможно, устранят. В администрации округа “Ъ” перенаправили в Мособлархитектуру, где готовят генплан. В ведомстве на запрос “Ъ” не ответили.
Документация уже утверждена, публичных слушаний не будет, в первом квартале 2021 года проект направят в Главгосэкспертизу, заверили “Ъ” в госкомпании, там будет проверена «правильность принятых проектных решений».
Предполагаемый срок строительства — три года. Стоимость работ неизвестна, «Автодор» утверждает, что выбранный проект самый дешевый. В 2019 году госкомпания оценивала развязку в 7,5 млрд руб. В том же году структура запрашивала у Минфина 44 млрд руб. на устранение всех 12 «узких мест», ведомство выделить деньги отказалось (“Ъ” рассказывал об этом). Сейчас «Автодор» рассчитывает на решение о выделении финансирования «на уровне правительства».
Понимая, что дорога нужна, жители предлагают альтернативные решения, подчеркивает член общественного совета при областном минтрансе Андрей Мухортиков. «Госкомпания ответного шага не делает,— говорит он.— Выбран проект наиболее бюджетный, но можно выкупить часть земель промышленного назначения, что-то снести и пройти дальше от домов. На десятикратное удорожание никто не пойдет, но увеличение сметы на 20–30% обосновать можно. В интересах госкомпании не отгораживаться от жителей, а вовлекать их в проект. Подход "мы сами все решим" вызывает у людей гнев и недовольство».