Avito станет на плечи GigAnt
Компания приобрела долю в рекрутинговом сервисе
Avito в обмен на инвестиции в 500 млн руб. покупает 25% в рекрутинговом сервисе GigAnt, который войдет в вертикаль «Авито Работа». GigAnt работает на рынке поиска временных сотрудников, включая, например, курьеров. Спрос на них вырос на фоне пандемии у ритейла и логистических компаний, службы персонала которых не всегда справляются с высокой текучкой.
Avito 21 декабря закроет сделку по покупке 25% в сервисе GigAnt, сообщили “Ъ” в пресс-службе компании. «Компании договорились запустить совместный сервис по поиску временных исполнителей в пиковые часы нагрузки, который станет частью "Авито Работа". Для пользователей сервис станет доступен в первом квартале 2021 года»,— добавили в Avito. Сумму сделки в Avito и GigAnt не раскрывают, но собеседник “Ъ”, знакомый с ходом переговоров, сообщил, что объем инвестиций составит около 500 млн руб.
GigAnt работает «по Uber-модели», помогая ритейлерам, компаниям из сферы общественного питания и другим бизнесам напрямую привлекать временных исполнителей для решения конкретных задач. Сервис запущен в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Ульяновске. Чистая прибыль ООО «Гигант» по итогам 2019 года составила 5,2 млн руб. при выручке 17,4 млн руб., предварительные показатели за 2020 год в компании не раскрывают.
По данным Kartoteka.ru, ООО «Гигант» на 83,1% принадлежит Михаилу Вальковскому, 9,8% у сооснователя Hoff Михаила Кучмента, 5,2% у гендиректора ГК «Алиди» Петра Демченкова и 1,9% у структур совладельца «Вкусвилл» Евгения Лисицына. Фактический основатель компании — ее управляющий директор Денис Решанов, уточнил господин Вальковский. Господин Решанов подтвердил это, добавив, что скоро войдет в состав учредителей.
500 млн руб.— высокая цена за долю в сервисе, говорят собеседники “Ъ” на рынке.
«Это кажется высоковатой оценкой. Но важно знать, как они растут. Если рост очень большой, то часто считают последний месяц, умноженный на 12, тогда и 500 млн руб. могло бы стать объяснимым уровнем. Но все равно за 100%, а не за 25%»,— рассуждает аналитик одной из крупных компаний.
Временные сотрудники и самозанятые — очевидный тренд 2020 года, их удобно привлекать под сезонные пики спроса или для экспансии за пределы региона, указывает президент SuperJob Алексей Захаров, добавляя, что чаще всего временных сотрудников привлекают в сферах перевозок, логистики, строительства и ритейла. «Ритейл кратно увеличил запрос на подбор низкоквалифицированного и линейного персонала для обслуживания магазинов, складов, производств»,— подтверждает сооснователь YouDo Денис Кутергин.
Это нередко становится проблемой для служб персонала.
«Основная проблема ритейлеров сегодня — огромная текучка линейного персонала. HR вешаются от скучной и монотонной работы по подбору временных сотрудников»,— говорит управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава.
Заполнение таких вакансий — больное место для всех крупных розничных сетей, удержать людей на таких позициях сложно, оборот кадров огромен, а значит, нужно постоянно заполнять позиции, даже если нет существенного роста сетей, соглашается партнер и руководитель группы по работе с технологическими и медийными компаниями Deloitte в СНГ Антон Шульга.
В городах-миллионниках, несмотря на большие возможности привлечения персонала, спрос на линейных сотрудников для ритейла далеко не удовлетворен, говорит директор по развитию бизнеса IT-компании «Крок» в ритейле Дмитрий Смирнов. «Причин несколько: отток приезжих, диверсификация каналов продаж, взрывной рост интереса к маркетплейсам, а также, что немаловажно, падение престижа профессии. Однако в связи с общим падением уровня жизни на рынке появляются люди, готовые подрабатывать, и их нужно просто свести с потенциальным работодателем»,— объясняет господин Смирнов.
Сложность ситуации, впрочем, подтверждают не все. Источник “Ъ” в компании, конкурирующей с «Авито Работа», уверен, что в условиях снижения покупательского трафика в гипермаркетах и непродовольственном ритейле, ресторанах, кафе и фастфуде особой потребности во временном линейном персонале прямо сейчас нет.
«Людям нужны деньги здесь и сейчас»
О том, как на фоне пандемии изменились роли на рынке труда, а соискатели стали активнее искать дополнительные заработки, “Ъ” рассказал управляющий директор «Авито Работа» Артем Кумпель.
— Как изменился спрос на специальности с начала года? К осени уже произошло насыщение рынка курьерами и работниками, потребность в которых выросла в пандемию?
— Среди массовых профессий есть несколько традиционно наиболее популярных — продавца, администратора, курьера, водителя, официанта. В апреле мы увидели резкое снижение количества запросов на некоторые из них: вакансии официанта стали искать на 82% реже, администратора — на 56%. Но в тот же момент ритейлеры столкнулись с резкой нехваткой персонала, обеспечивающего поставку продуктов и товаров,— курьеров, грузчиков, упаковщиков. Мы помогали «Перекрестку», «Утконосу» и «Додо-Пицце» поскорее закрыть вакансии.
Осенью, наверное, больше всего переживали мы сами, опасаясь повторения локдауна. В октябре действительно все снова замедлилось, но такой поляризации рынка труда не произошло. Курьеры, упаковщики, водители остались на пике — все, кто смог адаптироваться, уже ушли в онлайн. Востребованными у работодателей остаются строители (20% от всех вакансий), работники на производство и сельское хозяйство (18%) и продавцы (15%).
— Насколько изменились зарплатные ожидания россиян и предложения работодателей?
— Практически не изменились: если в марте средняя зарплата, на которую рассчитывал житель России, составляла 37,2 тыс. руб., то к началу сентября сумма незначительно увеличилась, до 37,7 тыс. руб. Чуть подросли запросы медиков, юристов и работников из сферы охраны, но цифры не особо заметные.
Avito — площадка для работников массовых профессий. У них — операторов колл-центров, водителей, грузчиков, кассиров, продавцов — зачастую нет накоплений. В кризис вообще не принято повышать финансовые требования, люди понимают, что требовать больше сейчас странно. Важнее сохранить работу, пусть и с прежним заработком. Роли меняются на рынке труда, много лет подряд работодатели в массовых профессиях жили в кадровом голоде. Сейчас же время работодателя, поэтому соискатели ведут себя активно, но при этом аккуратно.
— Снизятся ли зарплаты и спрос на сотрудников в первом квартале 2021 года?
— Зарплаты сохранятся на прежнем уровне. Компании стараются снижать представительские расходы, отказываются от корпоративов и больших офисных площадей. По поведению пользователей на Avito мы видим, что финансовое положение стало хуже: зарплаты хоть и не становятся меньше, но цены растут. Людям нужны деньги здесь и сейчас, мы видим количественный рост спроса на вакансии с ежедневной оплатой и подработку. Меняется подход к понятию «зарплата», классическая схема выплат два раза в месяц теряет актуальность.
— Как скоро восстановится ситуация на рынке труда?
— Все мы знаем, что во время апрельской самоизоляции резко выросло количество онлайн-заказов и доставок. Соответственно, и рынок труда в этих отраслях скакнул вверх: срочно и в большом объеме потребовались не только курьеры и медики, но также и грузчики, упаковщики, операторы колл-центров, водители. Например, у того же «Утконоса» спрос на доставку увеличился в 3–4 раза, на 30% выросло количество товаров в одном заказе. В итоге за март—апрель в штат оформили более 450 курьеров службы доставки и более 1 тыс. работников склада. И такие ситуации встречались у многих ритейлеров и доставщиков, рынок труда стал полярным, такого раньше не было.
Сегодня уже можно говорить о частичном восстановлении малого, среднего и крупного бизнеса, рынок труда — это настоящее зеркало состояния экономики. Мы прыгнули даже выше показателей прошлого года, бизнес «Авито Работа» вырос более чем на 40%, а количество вакансий на пике приближалось к 500 тыс. Весь мир очень быстро адаптируется к новой реальности, и если сначала было сложно и непонятно, то сейчас ситуация уже не кажется фатальной.
— Какую часть выручки и какую долю прибыли генерирует «Авито Работа» по отношению ко всему Avito?
— Это одна из ключевых и кэш-генерирующих вертикалей, наша экономика строится на размещении платных объявлений — вакансий, как и у всего Avito. По итогам года мы растем значительно быстрее рынка, мы единственные, у кого строгий фокус на массовый наем и синих воротничков. И результаты показывают, что мы движемся в правильном направлении.
— Как планируется развивать GigAnt, зачем он вам потребовался?
— Avito пользуется половина тех, кто ищет работу через интернет, и мы видим, какие потребности есть у аудитории. И у них, особенно сейчас, остро стоит вопрос поиска быстрой подработки, не требующей дополнительных навыков. А у работодателей есть проблема нехватки работников в пиковые моменты: очереди на кассах в вечернее время или повышенная потребность в продавцах цветов перед праздниками. Нанимать на постоянную основу в штат не имеет экономического смысла, так как в свободное от пика время ресурсы работников будут простаивать. Нам явно не хватало простого и технологичного сервиса, который позволил бы решить эту проблему. В ближайшие пять лет рассчитываем построить бизнес, сравнимый с текущим бизнесом «Авито Работа».