Сбербанк поднялся на «облаке»
SberCloud резко увеличил долю рынка
Сбербанк за год увеличил выручку от направления облачных IT-услуг SberCloud, по разным оценкам, примерно в 15–20 раз. Компания, поставляющая в России облачные сервисы китайской Huawei, в результате вошла в пятерку крупнейших на отечественном рынке. В Сбербанке утверждают, что это произошло благодаря спросу со стороны крупного бизнеса. Но эксперты и конкуренты считают, что помогли контракты в госсекторе и с «дочками» самого Сбербанка, который «заливает рынок деньгами».
SberCloud (входит в экосистему Сбербанка) по итогам 2020 года войдет в пятерку крупнейших облачных провайдеров в России, предоставляющих инфраструктуру как услугу (IaaS), с долей 6,2%, увеличив выручку в 14 раз, прогнозируют аналитики iKS-Consulting (отчет есть у “Ъ”). Годом ранее компания занимала только 13-е место с долей 0,6%.
SberCloud вытеснил из топ-5 компанию «Онланта», доля которой годом ранее составляла 5,1%. Остальные компании остались на своих местах: лидерство сохранил «Ростелеком» (20,8%), на втором месте МТС (11,2%), на третьем — «Крок» (8,3%), на четвертом Selectel (8,2%).
Весь рынок облачных сервисов в России по итогам 2020 года достигнет объема в 100 млрд руб., или около $1,4 млрд, увеличившись на 19,5% в национальной валюте и на 6,9% в долларах, оценивают в iKS-Consulting.
По ее прогнозу, в 2024 году рынок может достичь уже 213 млрд руб.
Резкий рост доли SberCloud обусловлен низкой базой в 2019 году, общей активностью компании и началом партнерства с китайской Huawei, предлагающей услуги своего «облака» через SberCloud (см. “Ъ” от 3 марта), считают в iKS-Consulting. «Мог также сказаться запуск экосистемы "Сбера" и увеличение числа клиентов среди госкорпораций»,— допускает ведущий консультант iKS-Consulting Станислав Мирин.
В самом SberCloud рост и долю рынка оценивают еще выше. Приведенная в исследовании оценка в 6,2% — это только IaaS, а доля компании на рынке в целом, включая услуги по предоставлению облачных платформ в качестве сервиса (PaaS), около 9–10%, заявил гендиректор SberCloud Евгений Колбин. Выручка же компании, по его словам, в 2020 году выросла в 22 раза «как за счет расширения количества клиентов, так и за счет роста потребления облачных сервисов существующими клиентами, в первую очередь представителями крупного бизнеса».
На рост практически всех компаний повлияла пандемия с ее повышенным спросом на вычислительные ресурсы, считает директор по развитию «Крок Облачные сервисы» Максим Березин.
Бизнес наращивал мощности для организации удаленной работы своих сотрудников, запуска и развития клиентских онлайн-сервисов, поясняет он. Крупнейшими драйверами по отраслям стали электронная коммерция, индустрия развлечений, коммуникационные платформы, говорит гендиректор сети дата-центров Oxygen Павел Кулаков. «Основной вклад крупных брендов, работающих на облачном рынке, в том, что благодаря им происходит популяризация технологий»,— добавил он.
Рост бизнеса SberCloud с низкой базы логичен, но в дальнейшем динамика вряд ли сохранит текущий темп, считает коммерческий директор компании «Ланит-Интеграция» Виктория Бухар. «Но у столь амбициозного игрока темпы роста могут опережать динамику рынка»,— допускает она.
Есть и другие мнения. Так, один из собеседников “Ъ” в отрасли полагает, что SberCloud, фактически не имея собственных продуктов, по сути, с наценкой перепродает инфраструктуру партнеров, в том числе структурам того же Сбербанка. Этим, по его мнению, и вызван рост. «Вместо того чтобы строить здоровую рыночную конкуренцию, делать лучшие продукты, они заливают рынок деньгами, монополизируя его»,— подчеркивает источник “Ъ”. Главными факторами роста для подобных компаний он считает требования к локализации, затрудняющие выход на российский рынок глобальных лидеров.