«Через годы люди будут помнить не то, сколько ты заработал денег, а то, что ты для кого-то сделал»
Председатель Комитета по физической культуре и спорту регионального парламента, создатель компании «Агро-Спутник», входящей в ТОП-5 российских производителей снеков, Александр Пешиков о переплетении спорта и бизнеса, ответственности предпринимателей перед обществом и о том, как можно изменить к лучшему жизнь в Отечестве.
— Второй срок вы являетесь депутатом Воронежской облдумы. В политику пришли из бизнеса, а в бизнес — из спорта. Это ступени восхождения или непредвиденные зигзаги судьбы?
— Думаю, ступени, потому что уверен, что в жизни случайностей не бывает. Я православный христианин и знаю, что во всем есть высший промысел и смысл. Спорт — а я в юности занимался серьезно борьбой, в 16 лет выиграл первенство ЦФО России, — приучил достигать поставленной цели, работать на результат. И это помогает мне в любом деле, за которое берусь — будь то бизнес или политика. Для меня участия в соревнованиях закончились из-за серьезной травмы позвоночника. Но спорт остался в моей жизни. Долгое время занимался одновременно и предпринимательством, и тренерской деятельностью. Логично, что и сейчас продолжаю развивать спорт. Наш бизнес достаточно окреп, и это позволяет открывать новые турниры, посвященные не только греко-римской борьбе, но и другим видам спорта. То, что мне удалось сделать на ниве производства и развития спорта, наверное, послужило поводом для избирателей выдвинуть меня в политику, которая дает больше рычагов для развития массовой физкультуры.
— О своем бизнесе вы сказали скромно: «достаточно окреп», хотя ваша компания «Агро-Спутник» сумела войти в пятерку российских лидеров по производству снек-продукции. Как сложилось ваше конкурентное преимущество на этом рынке?
— Мы опередили потенциальных конкурентов тем, что одними из первых начали фасовать семечки в потребительскую упаковку. Так родился теперь уже международный популярный бренд «Богучарские семечки». Саму идею подсказали, можно сказать, бабушки, которые продавали семечки стаканчиками у кинотеатров, на рынках — помните, было такое время? В конкурентном бизнесе должна быть чуйка — умение правильно выбрать стратегию для достижения цели, увлечь идеей команду и сделать такой продукт, который будет вызывать доверие у потребителей и колоссальный интерес у партнеров.
Александр Пешиков создал компанию «Агро-Спутник» в неполные 25 лет. До этого он успел сделать карьеру в профессиональном спорте, поработать помощником в фермерском хозяйстве своего отца и завести семью. Сегодня «Агро-Спутник» уверенно входит в пятерку крупнейших производителей фасованных снеков в стране.
В 2015 году Александр Александрович стал депутатом Воронежской областной Думы, в 2020-м в Думе нового созыва возглавил комитет по физической культуре и спорту. Женат, воспитывает бойцовский дух в троих сыновьях.
Мы начинали бизнес вдвоем с братом. Поначалу были посредником между сельхозпроизводителем и производством конечной продукции. Брали сырые семечки в мешках и везли в Прибалтику, где этот продукт был такой же экзотикой, как для нас, скажем, фисташки. А когда сформировали стартовый капитал, купили сразу две немецкие очистительные машины. Они умели сортировать семечки на 3 фракции в один проход. Это было серьезным улучшением производства. Покупали у наших производителей семечку, дорабатывали, калибровали и поставляли к 1998 году уже около 500 тонн семечек в месяц. На производстве у нас было 14 зерноочистительных машин «Петкус». Сейчас мы серьезно шагнули вперед. На площади 6,5 тыс. кв. м построили современный завод полного цикла — подготовка сырья, калибровка, прожарка и упаковка. Здесь установлена новая автоматизированная линия, способная выпускать 1,5 тыс. тонн снековой продукции в месяц. А потенциал производства достиг 30 тыс. тонн в год. В Богучарском районе это первое производство такого уровня, открытое за последние 20 лет. Завод введен в эксплуатацию в 2017 году, работает круглосуточно, продукцию выпускает, естественно, в соответствии с международной системой менеджмента качества ХАССП.
— Почему «естественно»?
— Наверное потому, что по натуре я перфекционист. Считаю, уж если за что-то браться, то делать это нужно по высшему разряду, чтобы не было стыдно за свою работу.
Мы гордимся чистотой на заводе, высокой культурой производства и теми условиями, которые здесь созданы для работников. Установили web-камеры, которые позволяют нашим клиентам видеть в режиме онлайн весь процесс подготовки и упаковки продукта и с каким трепетом мы к этому производству относимся. 50 тонн готовой продукции в сутки отгружаем. Сегодня у нас три производственных площадки. 70% от всего оборота составляют семечки, остальное приходится на арахис и фисташки. Наша продукция присутствует на полках магазинов примерно в 40 регионах — от Смоленска до Урала. Сегодня «Агро-Спутник» уже многопрофильная компания: развиваем вектор кондитерской продукции.
— Ваша крем-халва под торговой маркой «Gratella» сразу получила признание экспертов, завоевав золотую медаль в конкурсе «Инновационный продукт» в рамках выставки «Продэкспо-2017», отмечена знаком «Воронежское качество 2017», статусом «Новинка» на конкурсе «Сто лучших товаров России». Чем покорила новинка?
— Мы стали делать халву кремообразной формы из семечки с добавлением шоколада или ванили. Она, как паста, расфасована в стаканчики. Чтобы создать такую халву, тщательно изучили рецепты восточных сладостей в Турции, Египте и Иране. Собственный рецепт назвали «Gratella» и запатентовали его. Сети требуют больше «Gratella», мы не успеваем ее поставлять. Благодаря тому, что мы создаем постоянно что-то новое, наше полочное пространство в сетях увеличивается, несмотря на жесткую конкуренцию. Просто до нас никто в России не делал ничего подобного, и покупатели это оценили. Еще из интересных рецептов у нас есть запатентованная халва «Княженка» и другие интересные сласти. Работаем мы не только на внутренний рынок. Например, ядра подсолнечника экспортируем в Иран. Думаю, не надо говорить, что сласти там любят, и требования к ним очень высокие.
У нас много идей, но реализации от стартапа до конечного продукта занимает время. Мы каждый новый продукт тестируем от года до двух лет. У нас есть свое инженерное бюро, технологи. И есть куда расти по этому направлению. Мы же равняемся не только на внутренний рынок, а смотрим на быстрорастущий азиатский. Российская кондитерская продукция там очень востребована. Пока небольшие объемы поставляем уже в пять стран. Помимо Китая и Индонезии это Франция, Германия, ведем переговоры с Израилем и Америкой. Только в Америке бывших россиян около 15 миллионов, и им очень не хватает, по их признанию, именно российских продуктов, к которым привыкли с детства. В том числе семечек. Наша продукция там имеет хороший спрос.
— Новый проект, анонсированный вами, инвестиционной емкостью 500 млн рублей — тоже с «прицелом» на экспорт? На какой стадии его реализация?
— В темпы его реализации внесла коррективы пандемия. Европа, Китай сейчас изолированы. В нашем бизнес-плане прописана поставка оборудования из Китая на несколько миллионов долларов. Предоплату сделали, а оборудование не получили из-за пандемии. Но мы продолжали нести финансовые обязательства перед банками за обслуживание кредита. Пришлось откорректировать планы и в связи с изменившейся конъюнктурой рынка. Построить завод и смотреть на него как на памятник, обанкротив основное предприятие — не тот путь. Планируя этот проект, брали во внимание множество рисков, но пандемию, конечно, никто предусмотреть не мог.
Поэтому создали мини-модель этого проекта, вложив в реконструкцию нашего первого завода 71 млн рулей, и он через пару месяцев вступит в строй. Там мы отработаем технологию. Риски сразу уменьшаются, потому что обслуживание кредитной линии другое. Если продукция будет востребована, достроить завод можем за год. Площадка практически готова, все инженерные коммуникации подведены. В эту площадку инвестировали 30 млн рублей.
— Какие приоритетные задачи ставите перед компанией на ближайшую перспективу?
— Максимально сократить число посредников на пути от поля до прилавка, чтобы пакетик жареных семечек, условно говоря, не был в несколько раз дороже фисташек. Раньше в цепочке — от сельхозпроизодителя до потребителя было 9 звеньев, сейчас осталось три. И будем работать в этом направлении дальше, формируя собственную сырьевую базу. Чтобы люди, которые выращивали для нас продукцию, работали по нашим высоким стандартам. А мы сегодня закупаем сырье начиная от северного Казахстана и заканчивая Краснодарским краем. С производителями у нас тесное долгосрочное сотрудничество, основанное на уверенности фермера в соблюдении нами контрактных условий.
Есть еще ряд задач и идей, выполнение которых потребует немалых усилий и рисков. Но стабильность для меня сродни опасности. Если ты не развиваешься, значит, покатишься по наклонной.
— Компания «Агро-Спутник» одна из немногих вкладывает существенные средства в развитие инфраструктуры для массового спорта, отличаясь, тем самым, от других крупных компаний, считающих это направление исключительно прерогативой властей. Какова Ваша мотивация?
— Сейчас у детей и молодежи много соблазнов в виде гаджетов, где они часто потребляют то, что не способствует гармоничному развитию личности. А наша общая задача оставить после себя поколение, которому можно доверить судьбу страны. Воспитать патриотов своей страны, готовых взять на себя ответственность за нее — вот ведь главное. Наше поколение, воспитанное еще в советское время, для которого Родина — это не просто слово, уйдет рано или поздно. И кто придет нам на смену — за это душа болит. Смотришь по телевидению или в интернете откровения некоторых молодых, уехавших за границу, которые о выучившей их стране говорят исключительно в пренебрежительном тоне, и становится горько. Да, у нас немало изъянов, как, впрочем, в любой стране. Но о «болячках» можно говорить ведь по-разному. Можно, как в свое время Александр Блок — с горечью, но в то же время и с любовью: «Россия, нищая Россия, // Мне избы серые твои, // Твои мне песни ветровые// Как слезы первые любви». Или брезгливо, как некоторые «забугорники». Хаять всегда проще, а что-то сделать, чтобы изменить к лучшему то, что ты сейчас хаешь– нужны усилия. Я считаю так: если хочешь позитивных перемен в стране, начни с себя.
У меня, как у бизнесмена, есть незыблемое правило: оставлять 10% от доходов в локации территории, где находится юридическое лицо нашей компании. И это справедливо. Раньше земля кормила тех, кто на ней живет, а в рыночных отношениях часто собственник земли считает, что она должна приносить доход только ему, а насущные нужды той же школы, где учатся ведь и его дети! — дело исключительно государства. При таком подходе мы еще долго будем при всех наших природных богатствах в разряде развивающихся, а не лидеров.
Вот я люблю очень Карелию — красота неописуемая! А для туризма тормоз — состояние дорог. Говорят, климат не позволяет сделать хорошие дороги. Почему-то тот же климат в соседней Финляндии позволяет строить дороги, по которым ездят десятилетиями, а у нас ремонт нужен уже через год после сдачи. Если в Японии лечат так, чтобы человек обращался потом к помощи врачей реже и реже, то у нас, особенно в частных клиниках, сделают все, чтобы ты ходил к ним, как на работу. Разруха начинается в головах- в наших головах нужно взрастить осознание того, что каждый ответственен за результат и за то, как этот результат работает на процветание страны.
Поэтому для себя я поставил задачу использовать все возможности для усиления морально-этического воспитания детей и подростков. Чтобы в их головах вместо «разрухи» формировалось стремление к созиданию. В том числе и через спорт. Построить бассейн или ледовый дворец — это не самое главное. Это 30% от конечного результата, к которому мы стремимся, осуществляя эти проекты.
Вот, при поддержке экс-губернатора Алексея Васильевича Гордеева мы построили дворец борьбы в Богучарском районе, сейчас губернатор Александр Викторович Гусев поддержал наши начинания по строительству Ледовой арены в Кантемировке, где дети увлечены хоккеем, и очень хочется , чтобы тренеры приходили туда не за тем, чтобы «срубить деньгу», а дать результат. Результат не только в виде чисто спортивных достижений, но и должного формирования личности. Понятно, это возможно, если родители тренеру в этом смысле помощники.
— В октябре коллеги-депутаты избрали вас председателем комитета Облдумы по физической культуре и спорту. Можете обозначить главные задачи, которые ставите перед собой, как председателем, и вашим комитетом?
— Задача та же, что и ставил лично перед собой -всемерно способствовать развитию массового спорта, опираясь на те его виды, увлечение которыми уже сформировалось на той или иной территории. И привлекать к строительству новых объектов социально ответственных бизнесменов в формате частно-государственного партнерства.
Но общественная миссия предпринимателей, на мой взгляд, не ограничивается спонсорством или меценатством. В любые времена были так называемые пассионарии — люди передовых идей или поступков, на которых равнялось подрастающее поколение. Сегодня это мы, предприниматели. И будущему поколению мы должны давать достойный пример.
У меня самый большой избирательный округ — 218 км. Это 120 сел Богучарского и Кантемировского районов, очень много школ. Когда я веду факультативы в старших классах, меня часто спрашивают, как я добился успеха в бизнесе. Я рассказываю, сколько для этого нужно приложить труда, знаний, воли. И стараюсь им на примерах показать: цель любого бизнеса — получение прибыли, но прибыль эта тратится по-разному в той или иной компании. Если мы, предприниматели, покажем этому поколению, что наши личные интересы выше ответственности за территорию, где мы работаем, за людей, которые рядом с нами живут, то нам это аукнется «потерянным поколением».
Лично у меня нет сверхзадачи — заработать кучу денег. След хочется оставить после себя. Люди ведь не будут помнить, сколько ты заработал. Будут вспоминать то, что ты для кого-то сделал. Наши отцы и деды за десять послевоенных лет создали самую великую державу. Потому что они не за деньги работали, а из желания и долга сделать свою страну великой.