«Результаты невозможно опровергнуть и в суде»
Заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева об исследованиях
О том, как Роскачество проводило первые исследования товаров, неожиданных открытиях, потребительских привычках и об интересе к работе рассказывает заместитель руководителя организации Елена Саратцева.
— Помните, как приходилось готовиться к первым исследованиям, что было самое сложное?
— Самым сложным была необходимость составлять объективные критерии оценки качества, которые бы не только включали в себя параметры, связанные с безопасностью. Фактически приходилось делать много работы с нуля, смотреть на отрасли заново. Со временем, когда удалось собрать пул экспертов, сегодня у нас их более 500, процессы стали гораздо быстрее.
— Как выбирали первые категории для исследований, как делали первые закупки?
— Выбирали исходя из потребительской корзины, также старались, чтобы это были не только продукты питания, но и товары легкой промышленности и пр. Самые первые товары, которые мы исследовали,— детская обувь, детские комбинезоны, то, что всех волнует в первую очередь. Также были махровые полотенца. А так как время исследования было перед новогодними праздниками, взяли для проверки майонез и подсолнечное масло, как продукт в одной масложировой категории. Исследование майонеза, кстати, получилось довольно громким.
— Можете вспомнить наиболее запоминающиеся «находки», сделанные в ходе исследований?
— Во-первых, обнаружились несоответствия показателям, которые оказались недостижимыми в принципе. В обуви для детей ясельного возраста показатель «масса полупары» был равен массе пинеток. А в майонезе новое значение перекисного числа (определяет в том числе свежесть продукта.— “Ъ”) было неопробованно и недостижимо. Через два года работы мы собрали основные выводы — выяснилось, что производители могут использовать названия, закрепленные в ГОСТе, такие как кетчуп, шоколад и др., а сами продукты делать по ТУ, что формально не было нарушением, но вводило потребителей в заблуждение. Например, вместо йодированной соли продавалась соль с незначительным содержанием йода. Особенно этим злоупотребляли производители текстиля, указывая на этикетке содержание бамбуковых волокон. Где только столько бамбука растет?
— Много было споров с производителями после исследований?
— Никаких споров не было. Результаты исследований невозможно опровергнуть и в судебном порядке. В своих протоколах мы уверены.
— Сами как-то изменили потребительские привычки после начала работы над исследованиями? Или, может, укрепились в каких-то убеждениях?
— Скорее были свои уже сформированные привычки. До прихода в Роскачество я знакомилась с работой аналогичной системы в США. Так вот американцы в принципе обычно не тратят на поход за продуктами в магазин меньше часа, если, конечно, не говорить об экстренных случаях. Потому что они подробнейшим образом изучают всю информацию на этикетке. Помните ту сцену в фильме «Один дома», который мы все скоро будем пересматривать, когда Кевин спрашивает продавца, одобрена ли зубная щетка Стоматологической ассоциацией? Так вот они все так делают. И готовы судиться, если их как потребителей вводят в заблуждение. И я тоже стала внимательнее смотреть этикетки и рекомендовала коллегам.
— Друзья, родственники или знакомые часто обращаются, просят испытать ту или иную категорию, которая их волнует?
— Скорее просят рассказать о результатах, например испытаниях тех или иных детских товаров или продуктов для пожилых людей. Вообще, любой потребитель может предложить идею об испытании той или иной категории просто на сайте Роскачества, там же можно и оставить отзыв на прошлые исследования.
— Что сегодня труднее всего дается в работе? И что самое интересное?
— Самое трудное, пожалуй, проводить повторные исследования категорий: пытаешься найти какой-то новый, например региональный, аспект. А интересно выходить в новые категории, которые до тебя вообще никто не исследовал. Так было с презервативами, с медицинскими масками, проверку которых сейчас делаем. Так было с водой — даже не ожидали найти на упаковках столько информации, которая либо ни на что не влияет, либо просто не соответствует действительности.