Искусство поместили в рамки
Как пермская культура пережила пандемию
Пермские учреждения культуры и досуга уже почти девять месяцев работают в ограниченном режиме. Весной, когда в Пермском крае началось распространение коронавируса, они были вынуждены полностью уйти в онлайн. Сейчас доступ посетителей разрешен, но количество гостей и правила посещения строго регламентированы. В таких условиях культурно-развлекательные организации несут колоссальные убытки, и возможности компенсировать их, по словам представителей отрасли, пока нет.
Прекрасное на расстоянии Из-за пандемии COVID-19 культурно-досуговые учреждения Перми были вынуждены кардинально изменить формат работы. В конце марта на неопределенный срок были закрыты сначала государственные театры, кинотеатры, выставочные залы и библиотеки, позже запрет на ведение деятельности был распространен и на частные кинозалы, развлекательные центры, бассейны, фитнес-залы, детские игровые комнаты и другие организации.
Чтобы сохранить контакт с аудиторией, учреждения культуры перешли на онлайн-площадки. Пермская краевая филармония проводила виртуальные концерты: артисты играли в пустом зале, а зрители следили за прямой трансляцией на сайте. Театры также запустили спектакли в режиме онлайн на своих сайтах и в соцсетях. В Пермском театре оперы и балета и театре «У Моста» отметили, что активная работа в интернет-пространстве помогла привлечь не только пермских зрителей, но и аудиторию из-за рубежа.
На сайте Пермской государственной художественной галереи появился раздел «Галерея онлайн», где публикуются лекции, виртуальные экскурсии по постоянной экспозиции и выставкам, анимационные сериалы об искусстве для детей и прочее. Директор музея Юлия Тавризян считает, что новые форматы оказались востребованными как у обычных посетителей, так и у школьных учителей изобразительного искусства, которые таким образом смогли разнообразить свои онлайн-уроки. «Наша интернет-аудитория существенно выросла во время пандемии. У онлайн-форматов есть свои плюсы. Например, есть возможность рассмотреть картину даже более внимательно, чем вживую. Когда посетители приходят в галерею, они часто бросают беглый взгляд на произведение и идут дальше, а здесь можно изучить все детали, художественные приемы, рассмотреть композицию, почитать информацию об авторе»,— рассказывает госпожа Тавризян.
Поддерживать связь с аудиторией в период локдауна старались и парки аттракционов. Центральный парк развлечений им. Горького несколько раз в неделю проводил в «ВКонтакте» и в Instagram мастер-классы и онлайн-шоу для разных возрастных групп, сопровождая их конкурсами и розыгрышами подарков.
Зритель возвращается Парки развлечений первыми вернулись к «нормальной» жизни, открыв свои территории для посещений с 12 мая, когда в Пермском крае разрешили прогулки. В середине июля краевой оперштаб по борьбе с COVID-19 позволил возобновить работу аттракционов. Правда, только тех, где отсутствуют кабинки и есть возможность держать социальную дистанцию.
«В этом плане я очень благодарен правительству Пермского края. Среди регионов у нас одними из первых заработали аттракционы, сразу вслед за Подмосковьем, а в некоторых субъектах решение об открытии парков развлечений до сих пор не принято. Мы часто считаем, что развлечения не очень важны. На самом же деле к нам поступало очень много обращений, письменных и устных, с вопросами и просьбами об открытии»,— уверяет директор парка им. Горького Рашид Габдуллин.
По его словам, отложенный спрос на развлечения позволил парку частично компенсировать убытки от простоя весной и в первую половину лета. «Мы смогли восстановить приблизительно 50% доходов к уровню прошлого года. Это позволило нам решить неотложные задачи — отремонтировать ротонду и ограду по Комсомольскому проспекту, провести работы по уходу за деревьями, закупить необходимые запчасти»,— говорит господин Габдуллин.
Чуть позже возобновили работу выставочные залы. Первая после введения ограничений офлайн-выставка в Пермской художественной галерее открылась 1 августа. По оценке Юлии Тавризян, посещаемость галереи, по сравнению с докарантинным временем, упала на 60%. «Все массовые мероприятия запрещены, традиционные Ночь музеев и Ночь искусств в этом году проходили онлайн. Кроме того, разрешены экскурсии для групп не более десяти человек, из-за чего невозможно проводить школьные экскурсии, которые составляли большую часть общего посещения. В основном сейчас работаем на индивидуального посетителя»,— поясняет директор галереи.
Общий убыток, нанесенный музею пандемией, по словам руководителя, составляет 5–6 млн руб. «Все государственные субсидии — на реставрацию, приобретение оборудования и прочее — нам выплатили в полном объеме, это около 39 млн руб. Но собственные доходы сильно сократились. Это негативно отразилось на зарплате сотрудников. Оклад мы смогли сохранить, но премии и другие дополнительные выплаты пришлось урезать»,— говорит госпожа Тавризян.
С 1 сентября открылись театры, кинотеатры и концертные залы. При этом до сих пор им можно заполнять залы не более чем на 50%. В театрах сообщают, что допустимое количество мест активно заполняется, но восполнить понесенные во время простоя потери при такой загрузке не получается.
«Театр-Театр» из-за ограничений недополучил 50–60 млн руб., заявил художественный руководитель учреждения Борис Мильграм. Это 60% от того дохода, который учреждение рассчитывало получить по итогам 2020 года. «Государство обещало дать нам субсидию, чтобы мы покрыли расходы. Наверное, в итоге ее дадут, потому что нам скоро будет нечем платить зарплату сотрудникам. Правда, сумма, которую нам готовы компенсировать, каждый день уменьшается. Сейчас речь идет о 20–25 млн руб. Это лишь небольшая часть наших потерь»,— сетует господин Мильграм.
В театре «У Моста» тоже сообщили, что несут «огромные» финансовые потери, но точную сумму убытков не назвали. Худрук театра Сергей Федотов отметил, что зрелищные учреждения не получили не только обещанную субсидию за отсутствие постановок весной и летом, но и компенсацию за простой осенью. С 26 октября по 8 ноября работа учреждений культуры в Пермском крае из-за роста заболеваемости коронавирусом была вновь ограничена. «Обидно, что нам не помогают, ведь мы делаем сейчас очень важное дело — помогаем людям бороться с депрессией, которой нынешние условия как никогда способствуют. Но надеемся, что наши учредители все-таки выполнят обещание и мы сможем восстановить экономику. Сами для этого, конечно, тоже интенсивно работаем и на „стационаре“, и на гастролях»,— пояснил господин Федотов.
Директор по развитию Пермского театра оперы и балета Алла Платонова рассказала, что учреждение во время самоизоляции активно поддерживали пожертвованиями зрители. «Конечно, осенью мы стали получать выручку от продажи билетов, но пока сложно говорить о выравнивании положения. Сложности остаются»,— отмечает госпожа Платонова.
Искусство по-новому Прогнозов, когда сфера культуры и досуга вернется к работе в прежнем режиме, представители отрасли давать не решаются. «Это зависит от того, когда снимут все ограничения. Как только разрешат, сразу начнем работать в полном объеме»,— говорит Юлия Тавризян.
Рашид Габдуллин полагает, что пандемия еще долго «не позволит расслабиться»: «Но думаю, мы сможем прийти к какой-то более или менее стабильной ситуации. Меры предосторожности в ближайшее время будут сохраняться. Мы уже знаем, как обеспечить безопасность посетителей, и будем продолжать работать в таком режиме».
Пока полного снятия ограничений не предвидится, в культурных учреждениях Перми придумывают новые форматы взаимодействия со зрителем. Художественная галерея недавно выиграла грант в конкурсе «Общее дело», который проводил благотворительный фонд Владимира Потанина. «Этот грантовый конкурс как раз был направлен на помощь музеям и другим учреждениям в организации онлайн-работы со своей аудиторией. Мы уже получили новое оборудование для съемок и создания виртуальных продуктов, сейчас начинаем обучать наших сотрудников работе с ним. Надеемся, что качество нашей онлайн-продукции еще сильнее вырастет»,— сообщила Юлия Тавризян.
В театре оперы и балета продолжают использовать опыт онлайн-трансляций, полученный во время карантина. Сейчас, по словам Аллы Платоновой, события театра транслируются вдвое чаще, чем это было до карантина. В этом сезоне Пермская опера запустила также платную видеоплатформу, чтобы зрители могли смотреть записи лучших постановок и финансово поддерживать театр. На сервисе уже доступны несколько балетных и оперных постановок, симфонические и камерные концерты. Планируется, что в дальнейшем коллекция будет регулярно пополняться новыми видеозаписями. Помимо спектаклей и концертов, на платформе можно будет посмотреть архивные программы об артистах и важных событиях театральной истории, виртуальные экскурсии, бэкстейджи, проекты для детей и прочее. Доступ к каждому событию на платформе на неделю стоит $1,5 (при оплате точная стоимость будет зависеть от курса валюты). Для просмотра записей специальных проектов будут установлены особые условия доступа.
«Театр-Театр» помимо обычных записей постановок готовит видеоспектакли. Ранее в театре поясняли, что это другой формат, более телевизионный. Этот продукт легче воспринимается зрителем, чем трансляция спектакля, и его можно будет показывать на площадках онлайн-кинотеатров и в обычных кинозалах. «Четыре спектакля отсняли, сейчас заканчиваем монтаж. Посмотрим, где будем их выставлять, во всяком случае зрителям Пермского края точно покажем, например в социальных кинозалах»,— заявил Борис Мильграм.
Представители развлекательной сферы пытаются искать в ограничениях хоть какие-то положительные моменты. «Если ограничения на выезд за рубеж продолжатся, то люди станут искать альтернативные способы проведения досуга, обращать больше внимания на внутренний туризм и развлечения в пределах города. Отчасти мы это уже наблюдали летом. Думаю, если у нас не будет снова полного локдауна, этот тренд как раз поддержит работу развлекательной индустрии»,— полагает руководитель парка им. Горького.