«Год показал, что мы всегда должны иметь план Б»
Вице-губернатор Александр Трембицкий рассказал о ключевых проектах в отрасли ТЭК и ЖКХ края
2020 год оказался непростым для энергетического и коммунального комплекса Краснодарского края. В Краснодаре из-за жары происходили перегрузки электросетей и массовые отключения света, а на побережье в связи с засухой возник дефицит воды. О том, какие ключевые проекты сейчас реализуются в этой отрасли, когда в регионе появятся новые мусороперерабатывающие мощности, и нужна ли краю сеть заправок для электрокаров, рассказал вице-губернатор Александр Трембицкий.
Экономика Региона: Краснодарский край всегда считался энергодефицитным регионом. Позволяет ли запуск новых мощностей принципиально решить эту проблему?
Александр Трембицкий: Скажем так, сейчас мы менее энергодефицитный регион, чем раньше. Но это не значит, что проблема уходит на второй план. Экономические темпы развития края опережают среднероссийские, а энергосистема, к сожалению, отстает. У нас она децентрализована, в крае действуют 55 территориальных сетевых организаций, из которых лишь 14 имеют собственные инвестпрограмы. Но, несмотря на это, за последние пять лет на Кубани введено в эксплуатацию более 3 тыс. км линий электропередачи, а мощности возросли на 1600 МВА. И это без учета мероприятий, которые проводились в рамках создания энергомоста между Краснодарским краем и Республикой Крым.
Что касается этого энергомоста, то, да, он проходит через наш регион, но пока мы ничего от него не приобрели и не потеряли. В будущем, когда ситуация в энергосистеме Крыма стабилизируется, этот проект, безусловно, начнет приносить пользу и Краснодарскому краю — в виде дополнительных мощностей.
ЭР: Почему большинство компаний на этом рынке не имеют своих инвестиционных программ? И достаточно ли тех средств, которые закладываются в существующие программы?
А.Т.:Надо понимать, что есть компании, у которых на балансе находится одна трансформаторная подстанция и все. И в глобальных масштабах мало что от них зависит. В данный момент мы ведем работу по централизации энергосистемы Краснодарского края, стараемся укрупнять ее. Потому что фактически серьезные средства в ее модернизацию вкладывают лишь 14 участников рынка. Причем даже в их инвестпрограммах только 20% средств предусмотрены на развитие энергосистемы. Так что мы нацелены не на то, чтобы увеличивать финансовый объем инвестиционных программ ключевых компаний, а на то, чтобы нарастить объем инвестиций непосредственно в модернизацию инфраструктуры.
ЭР: Не сдерживает ли это конкуренцию в этой сфере?
А.Т.:Конкуренция, безусловно, важна, но только если она происходит между профессиональными игроками рынка. Нет особого смысла поощрять приход в эту сферу компаний, которые раньше не занимались данным видом деятельности. Но мы, конечно же, готовы выстраивать отношения с предприятиями, которые обладают необходимыми ресурсами — финансовыми, кадровыми и технологическими.
Это социально ответственный бизнес, здесь нет права на ошибку. Например, летом 2020 года в Краснодаре произошел ряд аварий, обесточивших Юбилейный микрорайон, и компания НЭСК, к сожалению, не смогла самостоятельно устранить их в короткие сроки, пришлось привлекать и другие предприятия.
ЭР: Когда это произошло, мэрия Краснодара выступила с идеей о реприватизации энергосетей и возвращении их на баланс муниципалитета. Оправдано ли это?
А.Т.:Бюджет города однозначно не справится с такой нагрузкой. Мы это прекрасно видим по смежным отраслям — тепло- и водоснабжению. Сейчас мы, наоборот, пытаемся передавать муниципальное энергетическое хозяйство в частные руки посредством концессии. Его эксплуатацией должны заниматься профессионалы. Конечно, и к частным компаниям бывают вопросы, но их нужно разрешать путем диалога и добиваться того, чтобы аварий было меньше, а сроки устранения последствий сокращались.
ЭР: Комментируя ход мусорной реформы, губернатор Вениамин Кондратьев не раз говорил, что без создания перерабатывающих мощностей она не может быть реализована. Сколько таких предприятий необходимо и какие факторы мешают их появлению?
А.Т.:Сейчас в крае всего 12 лицензированных полигонов, и еще два допущены к эксплуатации до 2023 года без разрешительной документации. В долгосрочной перспективе они не смогут закрыть потребность края в объектах захоронения отходов. Мусора на Кубани ежегодно формируется около 2,5 млн т, нагрузка на полигоны немалая. И нам нужно в довольно ограниченные сроки обеспечить регион недостающей инфраструктурой.
Фактически серьезные средства в модернизацию энергосистемы вкладывают лишь 14 участников рынка. Причем даже в их инвестпрограммах только 20% средств предусмотрены на ее развитие
Мы уже начали эту работу вместе с инвесторами. В данный момент подписано протоколов на строительство объектов общей стоимостью 7,3 млрд руб. Инвесторами выступают АО «Мусороуборочная компания», ООО «Экоюг», ООО «Экоцентр», ООО «Экохолдинг» и ООО «Экотехпром». По некоторым проектам уже в 2020 году приступят к проектированию. До 2023 года все они должны быть реализованы, и мощности введены в эксплуатацию.
ЭР: Речь идет о полигонах?
А.Т.:С учетом современного законодательства мы не можем говорить только о полигонах. ФЗ № 89 дает конкретный перечень категорий отходов, которые захоранивать нельзя. Соответственно, это должны быть полигоны с сортировочными линиями. Будут строиться целые комплексы по переработке, но слово «переработка» не означает, что там будут производить какой-то конечный продукт. Это сложно и зачастую невыгодно в рамках одного проекта. На этих предприятиях, создаваемых региональными операторами по обращению с ТКО, будет производиться промежуточное сырье, которое потом можно будет продавать занимающимся его переработкой компаниям.
ЭР: Есть ли уже какая-то конкретика по этим проектам?
А.Т.:Пока они еще требуют проработки. Например, как мы знаем, почти любой проект по размещению полигона вызывает недовольство жителей, и нужно позаботиться о том, чтобы их интересы были учтены. С другой стороны, не все понимают, что на современных полигонах, таких как Белореческий и Копанской, нет ни намека на запах или антисанитарию. Поэтому я думаю, что постепенно отношение людей к этому будет меняться, ведь очевидно, что строить полигоны необходимо.
Что касается финансовой модели, то в данном случае мы говорим не о концессии, а о конкретных инвестиционных проектах региональных операторов. Конечно, затраты на реализацию будут включаться в тариф, но по большинству зон в Краснодарском крае тарифы уже подсчитаны, и мы видим, что критического роста не будет. В некоторых случаях часть расходов покроет бюджет, и нагрузку на население мы сведем к минимуму.
ЭР: Краснодарский край является одним из регионов, привлекательных с точки зрения реализации проектов альтернативной энергетики. Если ли какие-то планы в этой сфере?
А.Т.:Целесообразность и эффективность энергии, полученной при помощи ветрогенерации, уже доказана европейским опытом, игнорировать мировой переход на «зеленую» энергетику уже не получается.
Фактически правительство России уже готовит инструменты управления сегментом возобновляемых источников энергии, например проект энергетической стратегии развития страны до 2035 года, главной целью которого является переход сектора энергетики на качественно новый уровень с использованием ВИЭ.
Край обладает огромным потенциалом использования ВИЭ, поэтому необходимость перехода к использованию возобновляемой энергии становится все более очевидной и перспективной.
Также на РИФ-2019 было подписано соглашение с дочерними структурами группы компаний «Хэвел» (ООО «Возобновляемые источники энергии» и ООО «Хевел-РГ») о строительстве солнечных электростанций общей мощностью более 150 МВт. Учитывая большой опыт «Хэвел», строившей аналогичные объекты по всей России, а также высокий уровень инсоляции на Кубани (в 10 раз выше, чем, к примеру, в Москве), думаю, что у этого проекта большие перспективы.
Целесообразность и эффективность энергии, полученной при помощи ветрогенерации, уже доказана европейским опытом, игнорировать мировой переход на «зеленую» энергетику уже не получается
ЭР: Кубань — один из регионов России, где действительно могут быть востребованы электромобили. Есть ли планы по созданию сети электрозаправок по дороге к морю на протяжении трассы М4 «Дон»?
А.Т.:В данный момент в Краснодарском крае больше 30 заправочных станций для электрокаров. В Краснодаре расположена одна «быстрая» станция заправки около инновационного центра «Аквариум» (на пересечении Северной и Кутузова). На главной городской площади находится одна общественная «медленная» станция. Есть еще одна, приватная, на территории гостиницы «Интурист» (ею могут воспользоваться только гости отеля), одна — для жителей комплекса по Бородинской улице. Также есть три столбика «быстрой зарядки» под Краснодаром в Адыгее, в районе ТЦ «Мега Адыгея-Кубань», и там же — три столбика «медленной зарядки». Еще порядка 26 станций расположены на территории края, 12 из них — в Сочи.
В 2018 году были предложения от компании «Электросити» оборудовать 100 электрозаправочных станций (ЭЗС) на Черноморском побережье Краснодарского края. Однако фирма открыла в регионе только одну ЭЗС, после чего проект был заморожен.
В то же время я уверен, что в крае есть хороший ресурс для развития системы электротранспорта: здесь формируется значительный туристический трафик и, конечно, экологичные виды транспорта здесь должны быть в приоритете. Уже в ближайшие годы вдоль федеральных трасс на юге появится сеть электрозаправочных станций.
ЭР: Одна из серьезных проблем малых муниципалитетов края — огромные долги за ресурсы. Часто МУПы лишь копят эти долги, но фактически погасить их не могут. Какие решения вы видите?
А.Т.:Действительно, проблема долгов МУПов за потребленные энергоресурсы существует и находится на постоянном контроле администрации Краснодарского края. В большинстве случаев основными причинами образования задолженностей является несоответствие старого оборудования современным экономическим реалиям и отсутствие средств у предприятий на его модернизацию.
Если говорить о сфере теплоэнергетики, указом президента Российской Федерации о конкуренции установлено, что до 2022 года не менее 95% тепла должно отпускаться частными операторами. За последние годы сделано немало для достижения этой цели, на конец 2019 года у нас в крае этот показатель составлял 80,3%. При том что механизм концессии, посредством которого это реализуется, активно применяется в регионе лишь с 2017 года.
В 2020 году велась и продолжает вестись активная работа с инвесторами. Заключаются концессионные соглашения. Так, на сегодняшний день в отношении систем теплоснабжения и горячего водоснабжения уже заключено 11 концессионных соглашений в Северском, Ейском, Успенском, Кущевском, Кавказском районах и городе Горячий Ключ.
В 2021 году также планируется заключить концессионные соглашения в Тихорецком, Новокубанском, Крыловском, Курганинском, Славянском, Мостовском, Староминском районах.
ЭР: Летом 2020 года в городах побережья в очередной раз случился дефицит воды. Эта давняя проблема, которую из года в год решить не получается. Возможно ли это в принципе?
А.Т.:В этом году к обострению ситуации в первую очередь привела засушливая погода. Муниципальные образования на побережье зависимы от водоемов, наполняющихся за счет выпадающих осадков. А уровень воды резко упал по всему краю, это было отчетливо видно.
В крае есть хороший ресурс для развития системы электротранспорта: здесь формируется значительный туристический трафик и, конечно, экологичные виды транспорта здесь должны быть в приоритете
В Геленджик вода поступает из двух источников: собственного Дивноморского водозабора и через Троицкий групповой водопровод (ТГВ). ТГВ работал в том же режиме, что и в прошлые годы, даже подавая немного больше воды, потому что был реконструирован один из участков длиной 18 км. Однако Дивноморский водозабор вместо обычных 20–25 тыс. кубометров стал подавать 2–3 тыс. Естественно, возник дефицит. Пришлось увеличивать объем поставки ТГВ, но он также поставляет 80% потребляемой воды Новороссийску.
Безусловно, работы по модернизации Троицкого группового водопровода будут продолжаться: в 2021 году введем еще один участок продолжительностью 11 км, другой участок (26 км) между Новороссийском и Геленджиком в данный момент проектируется. В целом на развитие трех групповых водопроводов в крае будет направлено около 12 млрд руб. Результатом этого должна стать независимость многих муниципальных образований от природных источников воды.
Но год показал, что мы всегда должны иметь план Б. Не просто полагаться на источники, которые уже есть, но и искать и разрабатывать новые. В Геленджике сейчас проводятся изыскания, будут буриться порядка 10 скважин. И если подтвердится наличие водоносных слоев, то нужно думать о строительстве нового водозабора. Хотя и Дивноморский нуждается в ремонте. В любом случае мы сделаем все, чтобы к началу курортного сезона 2021 года проблема нехватки воды на побережье уже не стояла так остро.
ЭР: Еще одна проблема побережья — недостаточность систем водоотведения и канализации, в результате чего жители постоянно жалуются на сливы нечистот в море. Что планируется делать в этом направлении?
А.Т.:Как правило, причинами слива нечистот в море от коммунальных предприятий являются локальные аварийные ситуации на канализационных очистных сооружениях.
Разумеется, показатель износа канализационных очистных сооружений в крае высокий. Однако в сфере водоотведения работа по модернизации также проводится. Так, в этом году начато строительство глубоководного выпуска на Тонком мысе в Геленджике. Финансирование строительства осуществляется в рамках государственно-частного партнерства (за счет средств федерального, краевого и муниципального бюджета), заказчик строительства — концессионер.
На очистных сооружениях канализации «Бзугу» запущен в эксплуатацию цех сушки илового осадка. Эти очистные строились во время подготовки Сочи к зимним Олимпийским играм 2014 года и по проекту были рассчитаны на очистку 140 тыс. кубометров канализационных стоков в сутки. Однако в конце 2013 года заработала только первая очередь мощностью 70 тыс. кубометров в сутки. Половина линий технологической очистки сточных вод, а также ряд объектов этого, по проекту, самого современного на тот момент в России комплекса остались недостроенными. В их числе и цех сушки илового осадка. Бзугинские очистные в настоящий момент справляются с тем объемом сточных вод, который поступает на них от наших абонентов в Центральном и Хостинском районах Сочи. Но город стремительно развивается, нагрузка увеличивается. Поэтому мы последовательно будем работать над завершением строительства и доведением их мощности до проектных 140 тыс. кубометров в сутки.
Сегодня это действительно важная проблема для многих муниципалитетов региона, но мы понимаем, как ее нужно решать.