Велика Африка, а отступать некуда
ЦАР зовет на помощь российских военных
Россия направила своих военных в Центральноафриканскую Республику (ЦАР), чтобы помочь властям этой страны остановить наступление повстанцев на столицу. Об этом сообщил официальный представитель правительства ЦАР. В Москве его заявление не комментируют, но выражают беспокойство в связи с «информацией о мятеже». Российские военные советники давно находятся в ЦАР на официальной основе, не секрет и присутствие там бойцов частных военных компаний (ЧВК). Накануне в местных СМИ появились сообщения о разгроме «российских наемников» в городе Мбаики примерно в 100 км от столицы ЦАР. При этом пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что «сейчас угрозы жизни кого-то из россиян нет».
Ситуация в ЦАР, где 27 декабря должны состояться президентские и парламентские выборы, резко обострилась в конце минувшей недели. Лидеры нескольких вооруженных повстанческих группировок объявили о создании «Коалиции патриотов за перемены», силы которой составили около 9 тыс. человек. В коалицию вошли группировки, связанные с двумя наиболее влиятельными организациями повстанцев: мусульманской «Селека» и христианской «Антибалака». Еще в пятницу силы коалиции начали наступление на столицу ЦАР Банги. Правительство страны обвинило в попытке государственного переворота экс-президента Франсуа Бозизе, которого в начале декабря Конституционный суд не допустил к президентским выборам, так как еще в 2014 году власти ЦАР выдали международный ордер на его арест за убийства, незаконные задержания, похищения и пытки.
С приходом к власти Франсуа Бозизе в 2003 году в результате переворота ситуация в ЦАР неуклонно ухудшалась: на северо-востоке развернулась вялотекущая гражданская война.
Спустя десять лет, после захвата столицы ЦАР Банги боевиками «Селеки», он бежал из страны. В июле этого года Франсуа Бозизе был избран кандидатом в президенты от своей партии Kwa Na Kwa («Работа, только работа»). Представители партии отвергли обвинения правительства в адрес экс-президента Бозизе. Одновременно лидеры «Коалиции демократической оппозиции», в которую вошли 16 партий, призвали власти перенести всеобщие выборы на более поздний срок — «пока в стране не восстановятся мир и безопасность». В то же время Франция, Россия, США, ЕС и Всемирный банк призвали Франсуа Бозизе и союзные с ним вооруженные группы сложить оружие и не мешать проведению выборов.
Уже в воскресенье представитель Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в ЦАР (МООНЦАР) Владимир Монтейро заявил, что ситуация в республике находится под контролем властей. «Силы миротворцев направлены в город Мбаики, где в субботу шли бои, чтобы заблокировать там вооруженные группы. Вооруженные элементы покинули город Ялоке, расположенный в 220 км от столицы ЦАР Банги»,— сказал он французскому агентству AFP.
О взятии города Мбаики в 107 км от столицы ЦАР мятежниками сообщил в субботу местный новостной портал Corbeaunews, отметив, что «отряды вооруженных сил ЦАР и российские наемники разгромлены», но им на помощь идет подкрепление. Журналисты также задавались вопросом, будет ли МООНЦАР взаимодействовать с «ЧВК Вагнера» для того, чтобы «противостоять наступлению мятежников».
Россия никогда не подтверждала присутствие «ЧВК Вагнера» в ЦАР, как и в других странах, однако об этом постоянно пишут местные СМИ. Сообщалось также, что российские ЧВК обеспечивают личную охрану президента ЦАР Фостен-Арканжа Туадера.
Особое внимание к теме было привлечено после убийства в ЦАР группы российских журналистов (Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко) в июле 2018 года, целью поездки которых было расследование деятельности «ЧВК Вагнера» в африканской стране. В то же время Москва не скрывает присутствия в ЦАР военных инструкторов. В марте 2018 года МИД РФ сообщил о решении оказать Банги военно-техническую помощь на безвозмездной основе. С согласия Совбеза ООН в ЦАР была поставлена партия стрелкового вооружения и боеприпасов, а также туда были командированы пять военных и 170 российских гражданских инструкторов для подготовки местных военнослужащих.
Что известно об убитых в ЦАР российских журналистах
В воскресенье вечером правительство ЦАР обратилось за помощью в обеспечении безопасности избирательного процесса к «дружественным и братским странам» — России и Руанде. «Две упомянутые страны положительно откликнулись на этот призыв и приняли меры для оказания эффективной поддержки, которая была оказана в тот же день»,— говорится в опубликованном в воскресенье сообщении правительства ЦАР. Одновременно с этим в соцсетях появилась информация о прилете в ЦАР российских самолетов, которые предположительно доставили вооружение и сотрудников ЧВК. При этом пресс-секретарь правительства ЦАР Анж Максим Казаги сообщил агентству AFP, что Россия в рамках двустороннего соглашения о сотрудничестве «направила несколько сотен человек из регулярных сил и тяжелую технику». Он не указал ни точное число людей, ни дату их прибытия в ЦАР.
Тем временем Минобороны Руанды в понедельник подтвердило отправку своих военных в ЦАР. «Это ответ на атаки, которые мятежники, поддерживаемые Франсуа Бозизе, проводят против контингента сил обороны Руанды в составе миротворцев ООН»,— говорится в заявлении ведомства. Руандийцы планируют проследить и за порядком на выборах в ЦАР 27 декабря.
В Москве же комментарии к заявлению правительства ЦАР не прозвучали. Между тем в понедельник Кремль выразил обеспокоенность по поводу поступающей из ЦАР информации. При этом на вопрос журналистов о судьбе российских военных советников пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков ответил, что «сейчас угрозы жизни кого-то из россиян нет».
Посол РФ в ЦАР Владимир Титоренко сообщил «РИА Новости», что ситуация в Банги стабильна, но в городах вдали от столицы, вне контроля центральных властей, «наблюдаются определенные беспорядки» и туда перебрасываются силы МООНЦАР, которые уже взяли ситуацию под контроль.
Он также рассказал, что ООН планирует увеличить 12-тысячный миротворческий контингент еще на 300 человек.
«Связанный с Россией бизнес и бизнесмены в ЦАР были всегда, но стратегически войти в страну получилось лишь в 2018 году, не исключено, что через Судан и ОАЭ, с которыми были связаны представители центральноафриканской вооруженной мусульманской оппозиции и их бизнес-окружение. Но именно разочарование в политике Франции, всегда ставившей на титульные столичные политические группы, а также в работе ООН создало благоприятный фон для появления там РФ»,— пояснил “Ъ” африканист Алексей Целунов. Он напомнил, что миротворческая операция Франции «Сангари» (2013–2016 годы) углубила раскол страны на более или менее подконтрольную центральным властям столичную территорию и неуправляемый север. А ООН не видела в мусульманской оппозиции участника переговорного процесса, более того, относит ее к исламским радикалам, что не так — первоначально это были движения угнетенных сельских этносов периферийных зон, в какой-то момент просто опрокинувших режим Франсуа Бозизе и на некоторое время установивших контроль над всей страной, пояснил эксперт.
По словам Алексея Целунова, Россия предложила в целом здравую идею «пересборки нации через строительство единых вооруженных сил и формирование более или менее сбалансированной представленности в органах власти южных элит и населяющего северные регионы мусульманского меньшинства». «Идей было вагон — вплоть до того, чтобы сделать из ЦАР “мост” из Судана в Конго. Сотрудничество сулило и материальные дивиденды. В ЦАР имеются неразведанные и недоразведанные запасы урана, золота, алмазов, колтана, меди, это хаб региональной транзитной торговли. Но в первую очередь это “экспорт безопасности” — сфера, в которой Россия пытается занять свою нишу в Африке на фоне слабости российской экономики и невозможности конкурировать в бизнес- и инвестпроектах с США, КНР и странами бывших метрополий и новыми силами (Индия, Бразилия, Малайзия, Турция и так далее)»,— рассказал эксперт. По его словам, как минимум в сфере военного сотрудничества (в частности, с точки зрения подготовки центральноафриканских вооруженных сил российскими военными советниками и операторами ЧВК) были достигнуты определенные успехи. И они позволили властям ЦАР продвинуться в восстановлении государственного контроля над страной. «Однако отсутствовали стратегическое планирование, грамотные переговорщики, комплексное видение ситуации. Неформальность присутствия создает препятствия, связанные с его легитимацией и лояльностью подготовленных Россией военнослужащих, которых так и не удалось свести воедино в полностью лояльные Москве подразделения. Можно предположить, что на этой стадии без крупных стратегических проектов восстановления страны возможности России в ЦАР могут закончиться»,— подчеркнул господин Целунов.