Тарифы гильотина не возьмет
Контроль и надзор за ними сохранят форму до консенсуса по новому регулированию
Белый дом исключил из «регуляторной гильотины» одну из наиболее чувствительных для бизнеса сфер — тарифов госмонополий — в том числе из-за отсутствия консенсуса между бизнесом и ФАС в вопросах нового регулирования, которое должно прийти на смену гильотинируемым актам. По данным “Ъ”, вместо масштабного пересмотра рабочая группа «гильотины» занималась точечной правкой регулирования — де-факто такой ручной режим работы ФАС продолжит и в следующем году. Разработка же нового регулирования, вероятно, полностью перейдет в Белый дом, поскольку потребует координации с целями ускорения роста экономики за счет инвестпрограмм госмонополий.
Белый дом убрал из-под «регуляторной гильотины» нормы ценового регулирования и определения тарифов госмонополий — распоряжение правительства об этом было опубликовано еще в пятницу. Как выяснил “Ъ”, решение обусловлено невозможностью быстрого пересмотра регуляторных актов в тарифной сфере и отсутствием в рабочей группе единой концепции будущего регулирования. Напомним, что «регуляторная гильотина» предполагает полный пересмотр предъявляемых к бизнесу обязательных требований с отменой избыточных и устаревших норм: работа по актуализации требований велась на протяжении 2020 года, поскольку с 1 января 2021 года все непересмотренные нормы будут отменены. На протяжении года бизнес выражал опасения, что работа по пересмотру требований может не завершиться в срок, что предопределило решение правительства о переводе работы «регуляторной гильотины» в постоянный режим (см. “Ъ” от 9 сентября).
Как пояснили “Ъ” в рабочей группе «регуляторной гильотины» по конкуренции, тарифное регулирование в рамках КНД обсуждаться не будет и в будущем.
Сопредседатель рабочей группы от делового сообщества Сергей Колесников сообщил, что «регуляторная гильотина» требовала пересмотра около трех-четырех сотен постановлений правительства и ведомственных приказов, затрагивающих около 50 тыс. различных тарифов. «От нас требовалось пересмотреть тарифы от сферы электричества до стоимости смены постельного белья в пассажирских поездах. У нас просто не хватит на это ресурсов»,— пояснил господин Колесников. При этом, по словам участников рабочей группы, серьезные претензии у бизнеса к действующему регулированию отсутствуют. Рабочая группа предлагает придерживаться технологического процессного учета затрат с включением отраслевых регуляторов в процесс контроля и вносить изменения в тарифообразование эволюционно по мере улучшения применяемых технологий.
Предлагаемое же ФАС новое регулирование базировалось на спорном проекте службы «О госрегулировании цен (тарифов)». Напомним, он предполагал унификацию регулирования без учета отраслевой специфики, что не устраивало ни бизнес, ни отраслевых регуляторов (см. “Ъ” от 21 февраля). Позднее в правительство был внесен компромиссный проект, предусматривающий передачу решений по всем спорным нормам на уровень самого Белого дома.
Как сообщили “Ъ” в ФАС, последние несколько месяцев проект дорабатывается на площадке аппарата правительства, при этом о деталях работы и характере замечаний в службе не сообщили.
По данным “Ъ”, согласительные совещания по проекту в последнее время также не проводились. «В случае принятия закона будут проанализированы подзаконные акты в сфере тарифного регулирования на предмет их соответствия акту большей юридической силы»,— пояснили “Ъ” в службе решение об исключении сферы из «регуляторной гильотины».
Впрочем, работа по отмене отдельных нормативно-правовых актов все-таки ведется, следует из протоколов рабочей группы. Отказ от масштабного пересмотра тарифного регулирования в пользу его точечной правки по наиболее принципиальным для контролеров и бизнеса вопросам и подготовка компромиссного проекта, вероятно, являются согласованной позицией регулятора и бизнеса. С учетом планов Белого дома по вовлечению госмонополий в кампанию по реализации нацпроектов и перезапуску инвестиционного цикла (тарифы же являются ключевым вопросом при согласовании инвестпрограмм госмонополий) судьба нового тарифного регулирования в следующем году, очевидно, будет решаться на уровне правительства и потребует координации с реформой их управления.