Цена вопроса

Лидер группы «Сансара» Александр Гагарин о частных онлайн-концертах

В связи с закрытием во время карантина «Мумий Тролль Music Bar», где я работал концертным директором, и отсутствием концертов группы я лишился всех источников заработка. Посмотрев по сторонам, понял, что единственный формат онлайнов, который мне интересен,— это концерты в формате «360 градусов», которые делает платформа Lookport. Мы играем, а зрители как бы рядом с нами и смотрят шоу либо через VR-очки, либо двигая мышкой. Это реально что-то новое. К тому же можно придумать специальный сценарий под этот формат — разбавлять песни беседами, театральным действием каким-то.

Фото: Из личного архива

Я и раньше играл прямые эфиры во «ВКонтакте», Instagram — это были бесплатные концерты, рассчитанные на большую аудиторию. А во время карантина начал практику частных мероприятий для одного-двух человек, семьи или компании друзей. Летом получалось не менее двух таких концертов в неделю, сейчас меньше. Это интересный опыт со многих точек зрения. Во-первых, я никогда не пел так много и часто. Во-вторых, я часто показываю новые песни — таким образом проверяю их. Интересен и психологический момент: меня никто не учил за час знакомиться с людьми и к финалу встречи расстаться как минимум хорошими знакомыми.

Ты видишь перед собой не толпу, а конкретных людей. Например, пара из Ижевска отмечает восьмилетие свадьбы. Назначили время — 10 вечера. Положили ребенка спать, но, как часто бывает, он проснулся, и сюжет изменился. Или собрались трое друзей из Норильска в квартире словно футбольный матч смотреть — взяли напитки и вывели меня на «плазму». Далее у девочки день рождения, присылают ссылку на Zoom-конференцию — а там шесть подруг из разных концов земли. Настоящий девичник. Это жизнь! Для меня тут еще есть социологический интерес: я узнаю свою аудиторию. Люди из Владивостока, Ставрополя, Вильнюса — со всеми очень круто.

Используем все платформы — Instagram, FaceTime, Zoom, Skype. Формально выступление длится 40 минут, но на самом деле мы, как правило, в эфире час-полтора. Часто больше просто общаемся. Спрашиваю у людей об их жизни. На следующий день обычно собираем обратную связь.

Фиксированной суммы за мое выступление в этом формате нет. В индивидуальном порядке наш менеджер в процессе общения определяет цену — чаще, конечно, я играю за минимальные деньги. Люди объединяются — бывает, что в конференции участвует человек десять. Они скидываются — получается для каждого как обычный билет на концерт, вполне посильно. Были и другие ситуации — люди хотели меня поддержать и могли себе это позволить. Заплатили большую сумму, причем назначали ее сами.

На продвижение этого формата мы тратим минимум. Поставили рекламу в Facebook и «ВКонтакте» — один концерт все отбивает. В целом этими концертами я компенсирую прошлые доходы процентов на 60–70. Но опыт и знания о своих поклонниках, которые я получил за эти месяцы, бесценны.

Вариант частных «квартирников» вполне может существовать и без всякой эпидемии — ведь группа не всегда может приехать в тот или иной город, в другую страну. Поэтому в моей практике такой формат концертов останется. Думаю, что у людей со временем поменяются представления, и онлайн станет привычным, понятным явлением. Мне кажется, что он подойдет практически любому исполнителю. Это позволяет существовать как творческой единице, не стоять на месте. При этом это настоящие новые «квартирники» — полноценные, с двусторонним общением, личным знакомством. Настоящая поддержка для обеих сторон в непростой ситуации.

Александр Гагарин, лидер группы «Сансара»

Немая сцена

Как концертная индустрия переживает пандемию

Читать далее

Вся лента