«Ситуация с коронавирусом подтолкнула людей к тратам»

Чуть больше года назад генеральным директором «Южно-Уральской Корпорации жилищного строительства и ипотеки» был назначен Владимир Атаманченко. В Челябинск он переехал из Якутии, поэтому его экспертный взгляд на состояние строительной отрасли можно назвать абсолютно объективным. Господин Атаманченко рассказал о трендах в сфере жилой недвижимости и принципах, на которых, по его мнению, должна строиться градостроительная политика в Челябинской области.

— Вы переехали в Челябинск из Якутии. Насколько различны Республика Саха и Челябинская область?

— Это два совсем разных региона. Челябинская область имеет уже сложившийся промышленный потенциал. Якутия в настоящий момент является одним из активно развивающихся субъектов. Это один из крупнейших регионов Дальневосточного федерального округа. К нему повышенное внимание со стороны федеральных властей и колоссальная поддержка промышленных и социальных проектов.

Челябинск, в свою очередь, на такое внимание рассчитывать не может, но я считаю, имеет внутренние резервы для развития. Область самодостаточна в сфере сельского хозяйства, может сама себя прокормить, а также полностью обеспечить себя строительными материалами – от цемента до металла. Я вижу возможность для качественного скачка и в нашей отрасли именно за счет внутренних ресурсов.

И, конечно, природа Челябинской области сильно отличается от того, к чему я привык. За год я сумел поездить по области и оценить горы и озера. На Южном Урале очень много красивых мест, до которых можно добраться за пару часов. В Якутии времени требуется гораздо больше, зато там можно побывать в местах, где не ступала нога человека.

Туристический потенциал региона велик, хорошо на региональном уровне начали активно заниматься этим направлением.

— Теперь, с ваших слов, мы знаем, что у Челябинской области большой потенциал в строительной сфере. Как пандемия отразилась на состоянии отрасли и покупательского спроса?

— Мы фиксировали спрос выше среднего. Активно покупались квартиры в сданных домах или на стадии близкой к сдаче. До принятия окончательного решения правительством о продлении программы ипотеки с господдержкой все пытались «запрыгнуть в последний вагон». По динамике сделок в области и городе видно, что сентябрь — октябрь были на пике продаж. Да и в целом ситуация с коронавирусом подтолкнула людей к тратам.

Кроме того, южноуральцы начали выводить деньги из банков из-за скачков валюты. И обратились к более стабильному и традиционному инструменту инвестиций — недвижимости. Поэтому в первые месяцы пандемии много квартир были проданы за наличные, без привлечения ипотеки. Дальше появилась ипотека с господдержкой, которая снова подстегнула спрос.

— Не надует ли господдержка кредитный пузырь, который рано или поздно лопнет?

— По моим ощущениям, этого не произойдет. Политика ЦБ довольно жесткая по отношению к заемщику. Банки следят за кредитным рейтингом и платежеспособностью своих клиентов, и ипотеку направо-налево не раздают. К слову, заемщики тоже стали грамотнее. Подают заявки сразу в несколько банков, а потом выбирают лучшие условия. Статистика банков по заявкам на выдачу ипотеки и реально выданных кредитов ощутимо отличается.

Более того, одним из результатов господдержки и увеличения спроса стало изменение требований покупателя к своему жилью. Если раньше приобретались условные квадратные метры, то сейчас покупатель проверяет репутацию застройщика, ведь от нее зависит качество возведенного жилья и инфраструктуры. Люди обращают внимание на состояние подъезда, благоустройство двора, соседское комьюнити и инфраструктурную обеспеченность в целом. А это значит, что дети должны ходить в близкий садик, школу, рядом должен быть кабинет врача, торговый центр в шаговой доступности. В приоритете могут быть даже отдаленные районы, до которых ехать от центра, скажем, полчаса-час, но построенные по принципу «город в городе», где все есть.

Мы стремимся строить именно так. В частности, 50-й микрорайон Паркового мы проектировали сами. Предусмотрели там и школы, и магазины, и медицинские учреждения. И сейчас достраиваем несколько домов в микрорайоне с уже сложившейся инфраструктурой. Хочется разве что, большего участия городских властей в части устройства дорог и транспортной доступности. Это вопросы муниципалитета, где застройщик бессилен.

— Есть ли спрос на недвижимость в центре города?

— Да. Практика показала, что в центре люди хотят жить. Конечно, есть нюансы. Центр сегодня представлен либо новой точечной застройкой, либо старым жилым фондом, преимущественно «хрущевками», «брежневками» или аварийными домами, которые не соответствуют современным требованиям к жилью.

Но потребность есть, потому что центр остается локацией, где большая часть горожан работает. Те же детские кружки или развлекательные заведения сосредоточены в центре. Поэтому городские власти и застройщики идут к тому, что Челябинск должен развиваться изнутри. Такой подход решит проблему с ветхоаварийным жильем, в том числе морально ветхим, теми же «хрущевками». Только так можно будет решить проблему комплексного развития города. Ведь новые точки роста должны формироваться изнутри, а не по окраинам. Например, если посмотреть на проблему нагрузки на учебные заведения, в среднем по городу показатель неплохой. Но в Центральном районе в школах свободные места имеются, а на окраинах их не хватает, потому что создание инфраструктуры не успевало за ростом жилого фонда.

— КЖСИ много строит?

— Мы в 2020-м построили в два раза больше, чем в 2019-м (15 586 кв. м в 2019-м и 26 191 кв. м в 2020-м). Застраивали 50-й микрорайон, четыре многоквартирных дома возвели по программе переселения граждан из аварийного жилья в Новосинеглазово и Верхнем Уфалее.

В следующем году планируем еще удвоить темпы и продолжить развитие наших флагманских проектов. Во-первых, в «50-м мкр Парковый», у нас в стадии строительства находятся четыре дома. Квартальную, то есть инфраструктурно обеспеченную застройку планируем закончить в ближайшие два года.

Кроме того, у нас будет продолжено освоение загородного поселка «Белый хутор». Первая очередь уже застроена. В следующем году приступим ко второй. Это более 1500 квартир в домах улучшенной комфортности.

— Городская инфраструктура за вами успевает?

— Да. К поселку Западный проведена новая дорога, общественный транспорт есть и число маршрутов будут увеличивать. Что касается внутренней инфраструктуры, то получено разрешение на строительство большой школы на 1100 мест. Далее к 2022 году собираемся строить второй детский сад. Ведем переговоры, чтобы открыть дополнительные врачебные кабинеты, хотя кабинет врача общей практики в «Белом хуторе» уже есть. Мы занимаемся районом комплексно, но решение вопросов требует времени. Что обещали жителям, то выполним.

— У КЖСИ есть уникальный проект — «Президентская деревня». Расскажите о нем.

— «Президентская деревня» изначально предполагалась как загородный микрорайон двухэтажной застройки, который на период саммитов должен был использоваться для размещения глав государств, приехавших на ШОС и БРИКС. Так как саммит не состоялся, проект мы завершаем без средств господдержки. Скоро выведем его на продажу. Это уникальный продукт индивидуального жилищного строительства, построенный по самым строгим требованиям повышенной безопасности и комфортности — отдельно стоящие дома с земельным участком до 10–12 соток. Весь поселок построен в едином архитектурном стиле. «Президентскую деревню» можно назвать клубным поселком, здесь нет и не будет уплотнительной застройки, не предусмотрено второй очереди строительства. Это будет уютное место для жизни и отдыха — резиденции у леса для небольшого круга единомышленников.

— Мы снова подходим к тому, что сегодня для покупателя важны не только квадратные метры, но и условия, в которых они расположены. Но могут ли уже давно сложившиеся сообщества жильцов вести диалог с управляющими компаниями? Заставить УК сформировать комфортную среду?

— Это нужно делать. Одно дело, если застройщики передают дома «своим» УК. Мы понимаем, сколько сил и ресурсов ушло на строительство, и хотим, чтобы жилье содержалось должным образом. Но это сейчас, раньше такой практики не было, управляющая компания появлялась «из ниоткуда». А ведь от качества УК зависит многое. Она должна не только собирать платежи, но и вкладывать деньги в улучшение придомовой территории. Хорошая, грамотная управляющая компания должна понимать, что вложения в развитие дома и двора окупятся, потому что удовлетворенный житель будет, как минимум, вовремя платить. И зависит поведение УК только от сознательности граждан. Если жильцам не наплевать на свой дом, на свой двор, если они будут собственникам города в целом, если они будут отстаивать свои права, позитивные перемены наступят.

Вся лента