«Работать из дома эмоционально тяжелее»

Учителя в эфире “Ъ FM” — о профессиональном выгорании

75% российских учителей обнаружили признаки профессионального выгорания. И многие из них в острой фазе, которая ощутимо влияет на качество жизни и способность работать. Такие данные представило тестирование сервиса «Яндекс». Исследователи опросили почти 40 тыс. педагогов и выяснили, что на «невероятную усталость» жалуются не только опытные учителя, но и молодые со стажем около трех лет. Исследователи определили профессиональное выгорание как «хроническое истощение эмоциональных, физических и волевых ресурсов, совокупность негативных переживаний, связанных с работой».

Фото: Елена Волжанкина, Коммерсантъ

“Ъ FM” провел собственный опрос и выяснил, что большинство учителей, несмотря на трудности 2020 года, все-таки находят в работе больше позитивных моментов:

Александр Серкин, учитель естествознания: «Я сижу полностью на дистанциноке, поскольку у меня только старшие классы, я в школу не езжу. Казалось бы, экономится время на дорогу, но на самом деле оно не экономится, потому что используются совершенно другие формы работы: требуют практически заново сделать все, что нарабатывалось предыдущие годы. Плюс, конечно, это эмоционально тяжелее. Учителям так же, как детям, не хватает общения, ведь мы в большинстве своем экстраверты. Всем тяжело, все устают, но с другой стороны, разумеется, любой новый вызов открывает новые возможности. И что-то получается, нарабатываются новые ресурсы и методы».

Лилия Сумарокова, преподаватель по телемастерству школы телевидения «Останкино»: «Мы все время работали в онлайне. Безусловно, в начале ориентиры теряются, потому что прямой контакт — это эмоции, чувства, однако онлайн-формат очень жестко дисциплинирует. У нас такая работа, что свои эмоции в Zoom перед камерой, перед своим компьютером не нужно сдерживать. Я, честно говоря, столкнулась с другой профессиональной проблемой — это бруксизм (скрежет зубами — прим. “Ъ FM”). От того, что я так эмоционально все рассказывала, теперь очень сильно напряжены челюстные мышцы».

Александр Снегуров, учитель истории: «Выражение “выжат как лимон” ко мне не относится, потому что каждый день, отдавая силы своим ученикам, я получаю поддержку с их стороны. Я создал систему такого взаимного воодушевления. Это не организовывается механически. Я 34-й год нахожусь на педагогической сцене, и я воодушевляюсь, ведя уроки, занятия, и принимаю симпатии, признательность учеников».

Екатерина Зубанова, учитель русского языка и литературы: «Хочется сидеть в своих кабинетах, а не носить с собой эти огромные стопки тетрадей. Для меня это очень большая проблема, потому что я не в состоянии, например, унести такую тяжесть. Приходится брать с собой своих ребяток, чтобы они помогали. Помимо этого, мы еще носим свои учебники, свои какие-то тетради, бумаги. Еще мы все очень устали от масок. Например, я веду русский язык и физически не могу сидеть в маске и диктовать детям текст или объяснять тему: я очень много говорю на уроке, и у меня уже все болит, ужас просто».

Эксперты говорят, что высокий уровень выгорания присущ и представителям других, так называемых, помогающих профессий — это, например, психологи или врачи. Похожие исследования поводились в США и Великобритании. Там выяснилось, что четверо из десяти работников помогающих профессий полностью выгорают после года работы. Как правило, они меняют сферу деятельности. Но российские педагоги, несмотря на усталость, из профессии не уходят. Это говорит о том, что они все-таки могут справиться с проблемой. Однако медики считают, что нужно организовать систему эмоциональной поддержки учителей.

Светлана Белова

Психологов вызывают к школьникам

Психологическими последствиями дистанционного образования озаботились в правительстве: вице-премьер Татьяна Голикова поручила Минпросвещения РФ разработать программу совершенствования компетенций педагогов-психологов, чтобы те смогли оказывать помощь всем участникам образовательного процесса в ходе онлайн-обучения. Согласно недавнему исследованию Минздрава, у 83,8% российских школьников из-за самоизоляции и дистанционного обучения наблюдается ухудшение психического состояния. Опрошенные “Ъ” эксперты признают важность проблемы не только для школьников и родителей, но и для учителей, а также школьных психологов. Впрочем, они сомневаются в том, что ее удастся решить: в большинстве школ необходимые специалисты отсутствуют.

Читать далее

Вся лента