Переломный процент
ВТБ рассчитывает вернуться к стратегическому уровню прибыли в следующем году
ВТБ рассчитывает увеличить доходность бизнеса, что должно принести в 2023 году 330 млрд руб. чистой прибыли. В банке рассчитывают добиться роста активной клиентской базы, удерживать стоимость риска в пределах 1,2%, а также увеличить рентабельность до 15%. По оценке экспертов, у ВТБ есть потенциал для роста выручки с клиентской базы, но следует учитывать кредитные риски следующего года и усиливающуюся конкуренцию на банковском рынке.
ВТБ, второй по величине российский банк, во вторник, 22 декабря, утвердил долгосрочную программу развития банка до 2023 года. Такие документы должны иметь все компании с госучастием свыше 50% (согласно директиве правительства РФ № 4955п-П13). Банк заложил целевые показатели из предыдущей стратегии 2019–2022 годов, расширив добавлением показателей на 2023 год рассказали “Ъ” источники, знакомые с ситуацией.
В частности, по данным собеседников “Ъ”, ВТБ ожидает в 2023 году получить 330 млрд руб. чистой прибыли при рентабельности капитала в 15%, с соотношением административно-управленческих расходов и чистого операционного дохода 31,3%.
Согласно обновленному прогнозу на 2020 год, ВТБ ожидает чистую прибыль в размере 70–75 млрд руб. В этом году на фоне рекордных резервов и обесценения активов госбанк снизил прогноз по прибыли втрое. В ВТБ не подтвердили, но и не опровергли информацию “Ъ”. «В этом году из-за ситуации с пандемией многие цели и бизнес-задачи были пересмотрены»,— указали в банке. Однако, несмотря на пандемию, в этом году была положительная динамика операционных показателей бизнеса, добавили в банке.
На стратегический уровень чистой прибыли в ВТБ рассчитывают вернуться по итогам следующего года, «когда на ее показатель перестанут влиять факторы создания дополнительных резервов и обесценения активов», добавили в пресс-службе. По данным “Ъ”, госбанк также планирует к 2023 году увеличить кредитный портфель (до создания резервов) до 16,3 трлн руб. (по итогам 2020 года ожидается не менее 13 трлн руб.), расширить клиентскую базу до 18 млн человек (сейчас обслуживается более 14,1 млн розничных клиентов).
«Естественно, таргетирование в нынешних условиях неопределенности непросто, но банк, как любой бизнес, ставит перед собой цели и ориентирован на их достижение, учитывая разные сценарии развития событий, как негативные, так и оптимистичные»,— пояснили в ВТБ.
У ВТБ остается потенциал для роста выручки с их текущей клиентской базы, а также для расширения этой базы, считает аналитик Газпромбанка Андрей Клапко. Это может произойти в том числе за счет активного развития ИТ-платформы, считает он. В частности, по данным “Ъ”, ВТБ планирует увеличить долю расходов на ИТ с нынешних 15% до 20%. По оценкам Moody’s, цель по достижению группой ВТБ рентабельности капитала в 14–15% в последующие три года представляется весьма амбициозной, указывает вице-президент агентства Ольга Ульянова. Она отмечает, что данный показатель за девять месяцев 2020 года составил 5% (в годовом выражении), а в суперуспешном 2019 году, что вряд ли повторится в ближайшие два-три года,— 13%.
Есть и рыночные вызовы, которые могут поставить целевые показатели под сомнение: это усиливающаяся конкуренция на рынке, давление на процентную маржу в условиях низких процентных ставок, а также риски сохранения повышенного резервирования, указывает господин Клапко. При этом в 2020 году банки работали в условиях поддержки государства в сфере кредитования, которая, вероятно, завершится в следующем году. «Максимально приблизиться к цели возможно, если укрепить источники прибыли от основной деятельности (повысить или хотя бы удержать от снижения маржу, нарастить комиссионный доход), жестко контролировать качество кредитного портфеля, снизить расходы и избавиться от проблемных непрофильных активов, наследия предыдущих кризисов»,— полагает Ольга Ульянова. Вместе с тем, по ее мнению, «основные негативные переоценки пришлись как раз на 2020 год», поэтому в последующие три года стоит ожидать ослабления давления на прибыльность.
Вице-президент по вопросам аудиторских и консультационных услуг финансовым институтам ФБК Grant Thornton Алексей Терехов считает в разгар ковидной эпидемии, когда ее последствия оценить невозможно, «строить амбициозные планы крайне неразумно».
Как ожидается, следующий год может быть очень критичным с точки зрения банковских доходов, а также с точки зрения кредитных рисков, которые могут реализоваться в 2021 году. Остается и риск потери ликвидности. Все эти предпосылки дают критический взгляд на все перспективы роста в банковской системе. Поэтому с точки зрения рыночного роста таких показателей можно достичь либо за счет присоединения какого-либо крупного банка, либо за счет технологического прорыва, считает господин Терехов. Хотя остается вариант и нерыночного роста за счет преференций со стороны государства, допускает собеседник “Ъ”.
Впрочем, заявленные цели для банка такого уровня вполне достижимы, считает главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. По его оценкам, увеличение кредитного портфеля до 16,3 трлн руб. может произойти за счет оптимизации работы подразделений банка с ключевыми клиентами. «В целом ключевые интересы банка сейчас по-прежнему остаются сконцентрированы вокруг финансирования и привлечения инвестиций в крупнейшие инфраструктурные проекты, ипотечного и проектного кредитования, поддержания рынка зеленых инвестиций и усиления блока цифровых технологий, поэтому частично цели по наращиванию клиентской базы и кредитного портфеля будут реализовываться именно через эти каналы»,— заключает собеседник “Ъ”.