Трудно быть брендом
Порядок регистрации общеизвестных товарных знаков хотят ужесточить
Регистрация общеизвестных товарных знаков иностранных брендов, которые не ассоциируются у покупателей с конкретным производителем, повышает риски поставок некачественных товаров. Об этом Роспатент сообщил председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву, призвав его сформировать обоснованную практику по таким спорам. Сейчас компаниям удается обходить позицию Роспатента в суде по интеллектуальным правам.
Руководитель Федеральной службы по интеллектуальным правам Григорий Ивлиев обратился к председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву с просьбой сформировать обоснованную практику по спорам вокруг общеизвестных товарных знаков. Копия обращения есть у “Ъ”. В Роспатенте подтвердили его отправку. Как отмечается в письме, признание товарного знака общеизвестным происходит, только если бренд стал широко известен у потребителей, которые при этом ассоциируют товар с конкретным производителем. Обладатели таких брендов приобретают конкурентные преимущества, включая возможность ограничивать деятельность компаний, занимающихся производством товаров и услуг на неоднородных с владельцем знака рынках. Кроме того, права на общеизвестные товарные знаки охраняются бессрочно.
Но, пишет Григорий Ивлиев, крупные иностранные компании часто уклоняются от позиционирования себя на товаре и в рекламе, пытаясь избежать рисков, связанных с оборотом некачественных товаров.
Как отмечается в приложении к письму, в этом сентябре тогдашний глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев сообщал президенту Владимиру Путину, что иностранные производители часто специально поставляют в РФ товар худшего качества, чем на родные рынки. Претензии ФАС касались, в частности, стиральных порошков Ariel. В ФАС напомнили, что производитель согласился указать на упаковке, что порошок адаптирован к требованиям ЕАЭС.
В приложении к обращению Григория Ивлиева упоминаются споры с компаниями Paldo Co., Ltd (бренд «Доширак») и Sunecho Ltd (марка «Роллтон»). Роспатент отказал компаниям в признании брендов общеизвестными, после чего те обратились в суд по интеллектуальным правам, признавший отказ службы незаконным. Суд считает достаточной юридическую связь заявителя с выпускаемым товаром. В декабре президиум суда по интеллектуальным правам подтвердил решение относительно бренда «Роллтон». Обязанность регистрировать общеизвестным знак «Доширак» Роспатент оспаривает в Верховном суде.
Экономические споры, наиболее важные для российского бизнеса и практики юридических фирм в 2020 году
В производителе «Роллтона» Mareven Food Holdings заявили, что внутренние требования качества едины для всех стран и выше, чем установлены российским законодательством. Владелец бренда «Доширак» на вопросы не ответил. В пресс-службе суда по интеллектуальным правам заявили, что исходят из доказательств известности обозначения, имеющихся в каждом деле. В Верховном суде комментарий не предоставили.
Руководитель патентной практики Semenov & Pevzner Наталия Дмитриева отмечает, что к общеизвестным товарным знакам обоснованно предъявляются более высокие требования (например, доказательства интенсивного использования и получения широкой известности в РФ). Но с точки зрения права решения суда по интеллектуальным правам корректны, указывает она.
Партнер Nevsky IP Law Кирилл Митягин также считает, что требование Роспатента не следует из нормы закона, поскольку необходимость широкой известности предъявляется именно к обозначению, но не к заявителю — владельцу бренда.
К тому же, напоминает юрист, защитить потребителя от некачественных товаров и услуг за счет жесткого подхода к регистрации общеизвестных товарных знаков не получится. «Такие товары можно поставлять на российский рынок, не прибегая к процедуре»,— говорит он. Партнер Eversheds Sutherland Екатерина Тиллинг добавляет, что если в производстве Верховного суда есть дела, на которые ссылается Роспатент, то действия ведомства можно расценить как попытку вмешательства в осуществление правосудия. В таком случае письмо Роспатента должно быть размещено на сайте Верховного суда, и на этом реакция на обращение закончится, указывает она.