Лекарство от денег
У отмены аптечных бонусов обнаружили побочный эффект
Предложенные депутатами от «Единой России» ограничения маркетинговых бонусов аптечным сетям не позволят повысить доступность лекарств, а напротив, грозят сокращением ассортимента ряда дешевых жизненно важных препаратов (ЖНВЛП) и ростом цен на остальной ассортимент. Такие выводы сделали аналитики Deloitte. Там считают, что инициатива, которая находится на рассмотрении в Госдуме, также вызовет «цепную реакцию» и приведет к уходу с рынка ряда социально значимых лекарств. Участники рынка и другие эксперты согласны, что повышать доступность препаратов нужно иными методами, например развитием онлайн-торговли.
Вступление в силу двух законопроектов, которые ограничивают размер маркетинговых бонусов аптечным сетям 5% от размера закупки и запрещают выплату бонусов за продвижение лекарств, включенных в перечень ЖНВЛП, несет ряд рисков, связанных с ценой на препараты и их доступностью. Об этом говорится в обзоре Deloitte. Законопроекты сейчас находятся на рассмотрении в Госдуме, где на вопросы “Ъ” не ответили. Документы еще в марте были внесены группой депутатов Госдумы, включая руководителя фракции «Единой России» Сергея Неверова. По задумке авторов, меры, напротив, должны повысить доступность лекарств, в том числе из перечня ЖНВЛП.
Но, как отмечают аналитики Deloitte, запрет и даже ограничение размера бонусов за продвижение ЖНВЛП могут стимулировать некоторых дистрибуторов и аптечные сети прекратить или значительно снизить оборот ряда таких препаратов, в первую очередь низкого ценового сегмента, из-за экономической нецелесообразности.
В этом году фармацевтические компании, включая «Фармстандарт» Виктора Харитонина, предупреждали Минпромторг об отказе от выпуска некоторых препаратов из перечня ЖНВЛП из-за низкой максимально допустимой цены и подорожания импортных субстанций в связи с девальвацией рубля. К примеру, стоимость упаковки ибупрофена из 20 таблеток дозировкой 200 мг ограничивалась 12,05 руб., а производство стоило 17,21 руб. (см. “Ъ” от 21 апреля).
Кроме того, указывают в Deloitte, так как основным инструментом ценообразования на рынке станут скидки, может запуститься «цепная реакция» по дальнейшему снижению предельных отпускных цен на ЖНВЛП, что может привести к уходу с рынка ряда препаратов и игроков. В израильской Teva напомнили, что существующие меры регулирования цен уже привели к дефициту 26 лекарств из перечня ЖНВЛП, применяемых для лечения рака крови. По мнению аналитиков Deloitte, дистрибуторы и аптечные сети также будут стараться компенсировать свои потери при продаже ЖНВЛП за счет повышения цен в сегменте, где цены не регулируются властями. А из-за ограничения размера бонусов аптечным сетям фармкомпании не смогут выплачивать рознице премию за раннюю оплату, что довольно часто используется поставщиками для повышения ликвидности, говорится в обзоре.
Михаил Мурашко, глава Минздрава, о доступности препаратов, ноябрь 2020 года, ТАСС
По лекарственному обеспечению ситуация… пока еще от идеальной остается далека
В аптечных сетях «Ригла» и «36,6», а также дистрибуторе «ЦВ Протек» комментарии не предоставили. В Российской ассоциации аптечных сетей оценку последствий вступления в силу законопроектов полностью поддержали. Исполнительный директор ассоциации Нелли Игнатьева добавила, что разработка механизмов ускоренной перерегистрации цен на лекарства из перечня ЖНВЛП — более действенная мера по повышению доступности недорогих лекарств, стоимость производства которых в последнее время возросла. В октябре было принято постановление правительства, которое предусматривает пересмотр цен на препараты из перечня ЖНВЛП в случае их нехватки на рынке. Этой осенью Федеральная антимонопольная служба впервые существенно повысила цены на ряд таких лекарств для борьбы с дефицитом (см. “Ъ” от 13 октября).
Директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов согласен, что ограничение размеров бонусов аптечным сетям негативно скажется на фундаментальных составляющих стабильной работы учреждений. Он признает, что в фармрознице требуются реформы для развития конкуренции и равноправного доступа на рынок для всех участников. Например, отмена устаревших норм, таких как минимальный обязательный ассортимент, а также снятие ограничений на онлайн-торговлю, рассказывает эксперт. При этом, подчеркивает он, любые инициативы возможны только после объективной оценки последствий решений, которая в данном случае не была проведена