Дорожки не поспевают за велосипедизацией
Альтернативные виды транспорта
В последнее время рост числа велосипедистов на улицах Петербурга — очевидная тенденция. Этому, говорят специалисты, способствуют теплые зимы, стремление вести здоровый образ жизни, а также развитие инфраструктуры. В этом году, когда занятия спортом в залах были временно ограничены, отметился рост продаж велосипедов, кроме этого, активными пользователями двухколесного транспорта стали курьеры служб доставки.
Протяженность обустроенных веломаршрутов в Петербурге составляет 126,5 км. С появлением велодорожек и полос на отдельных направлениях отмечено увеличение трафика в два-три раза, отмечают в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). В ведомстве уверены, что использовать велосипед в городе можно практически круглогодично, а количество велосипедистов на улицах будет увеличиваться.
Обустраивать велодорожки в городе начали с 2017 года, тогда были введены первые пять маршрутов в Петроградском и Центральном районах и северной части города. Согласно исследованию Смольного, в 2018–2019 годах интенсивность движения велосипедистов на дорогах в некоторых местах увеличилась на 32–44%. Особенно это характерно для второй половины дня выходных. В 2019 году во все временные интервалы, по сравнению с 2018 годом, наблюдался рост интенсивности движения в Василеостровском и Петроградском районах города, но падение зафиксировано в Выборгском, Кировском и Фрунзенском. В целом в северных районах велосипедистов намного больше, чем в южных, следует из обзора.
Самыми популярными маршрутами у велосипедистов на севере города были пересечение Гражданского проспекта и проспекта Луначарского, Светлановская площадь и площадь Академика Климова, в центре — Биржевой мост, Свердловская набережная, Пискаревский проспект, Обводный канал в районе Днепропетровской улицы, на юге — пересечения Ленинского проспекта и проспекта Народного Ополчения, Витебского проспекта и Благодатной улицы. Высокая интенсивность движения наблюдалась и на мостах через Неву: например, на Литейном мосту она может достигать двух велосипедистов в минуту. Впрочем, признают чиновники, максимальная доля велосипедных потоков по-прежнему составляет менее 1% от всего транспорта.
Расширение инфраструктуры
За нынешний год комитет прибавил 10,4 км велодорожек к общему количеству маршрутов. Обустроены велополосы на Крестовском острове (4,3 км); велопешеходная дорожка на Бухарестской улице от Прогонной улицы до улицы Салова (1,1 км), а также ее продолжение до проспекта Славы (3,1 км); велопешеходная дорожка на проспекте Юрия Гагарина от Московского шоссе до улицы Типанова (1,9 км). Кроме этого, в 2020 году завершено проектирование еще 12,3 км полос, например, на проспекте Большевиков (5,2 км), на проспекте Ветеранов (3,8 км) и на участке проспекта Косыгина и Заневского проспекта (3,3 км).
Согласно адресной инвестиционной программе, в 2021–2023 годах запланировано обустройство 17 велосипедных маршрутов общей протяженностью 50 км и проектирование шести веломаршрутов общей протяженностью 24,6 км. Ежегодно бюджет выделяет около 100 млн рублей на устройство велодорожек. Растущая популярность этого вида транспорта среди горожан подтверждается и востребованностью проектов строительства полос по программе «Твой бюджет», в которой петербуржцы предлагают, на что распределить городскую казну. Планы по велодорожкам традиционно занимают третье место в списке актуальных запросов.
В КРТИ считают одним из перспективных направлений — развитие обустроенных велодорожек в Курортном районе. Впрочем, и без специальной инфраструктуры район пользуется большим спросом у велосипедистов. В ведомстве поясняют, что готовы проектировать веломаршрут Сестрорецк — Зеленогорск (поселок Серово), который пройдет вдоль Финского залива.
Крутящий тренд
Еще весной самоизоляция и карантин привели к лавинообразному спросу на велосипеды. Эксперты объясняли это тем, что многие люди видят в них альтернативу закрывшимся фитнес-центрам и бассейнам, позволяющую продолжить заниматься физическими упражнениями, не нарушая карантинных мер по социальному дистанцированию. Кроме того, люди покупают велосипеды, чтобы передвигаться по городу, не пользуясь общественным транспортом — автобусами и метро.
Даже не учитывая влияние пандемии, большинство жителей Петербурга в опросе 2018 года признали, что центр города должен быть разгружен от личных автомобилей, которые являются катализатором пробок и увеличения интервалов движения общественного транспорта. Среди автомобилистов 36,8% готовы отказаться от автомобиля в пользу велосипеда в центре города. Готовность отказаться от личного автотранспорта в пользу велосипеда выше среди тех, кто пользуется личным автомобилем для передвижения по городу один-три раза в неделю, и у молодежи. Однако и в случае развития велосипедной инфраструктуры большинство автомобилистов (60,6%) все же предпочтут свой автомобиль.
Деавтомобилизация городов и тренд на так называемые естественные передвижения — это направления концепции Urban Health, по которым города развивались или хотя бы анонсировали планы развития до объявления пандемии, заявляли участники Культурного форума этой осенью. Город сам приглашает жителей к физической активности, если не нужно специально идти в спортзал или ехать за город, чтобы покататься на велосипеде и сделать 10 тыс. шагов. Например, отмечается в заявлении организаторов форума, в Боготе (столице Колумбии), где уже почти двадцать лет строятся новые велодорожки, а по воскресеньям для автомобилей закрывается 126 км улиц и более 1,7 млн человек выходят гулять, бегать, кататься на роликах и велосипедах, решили значительно расширить зону и добавить еще более 20 км улиц, открыв к тому же движение для велосипедистов и пешеходов не только по выходным, но и будним дням. В пандемию к велосипедизации присоединились Ливерпуль, Париж, Нью-Йорк. Предпочтение пешеходам давно анонсировано как одна из главных программ в Копенгагене.
В этом году в Петербурге спустя несколько лет замершего движения велошеринга снова получили развитие пункты велопроката. Сервис запустил новый игрок на рынке — «Смарт Групп» (работает под брендом SmartBike). В городе эксплуатируется более 1 тыс. велосипедов, а осенью в компании заявили о выходе на рынок Ленобласти. Двухколесные средства поставили в Гатчину, Сосновый Бор и Выборг, запуск велопроката также возможен в Кингисеппе, Кировске и Всеволожске.
Маршрут выходного дня
Согласно долгосрочным планам городских властей, протяженность велодорожек к 2048 году может вырасти до 870 км, это около 20% от всей улично-дорожной сети. В Ленобласти отдают предпочтение разработке маршрутов велотранспорта, которые проходят по существующим асфальтовым и грунтовым дорогам, а также песчаному берегу, без выделения определенных полос. Так, в 2021 году в области можно будет проехать 500 км на велосипеде на направлениях в Выборге и Приозерске.
Власти и организаторы проекта Bizcycle считают, что велотуры по этим местам могут привлечь российских и иностранных туристов, а также способствовать развитию сети мини- и микробизнесов, вовлеченных в индустрию гостеприимства.
Первый веломаршрут называется «Морской», он начнется в поселке Приветнинское за Курортным районом Петербурга, пройдет по берегу Финского залива мимо Приморска, Советска, Выборга и закончится на границе с Финляндией в пункте пропуска Торфяновка, говорится в материалах приграничной программы сотрудничества. Протяженность трассы составляет около 172 км, часть дороги идет по песчаному берегу. Основные достопримечательности на пути маршрута — Выборг, Выборгский замок и парк Монрепо, а также лютеранский храм святой Марии Магдалины, Березовые острова, заказник «Кивипарк», маяк «Стирсудден».
Второй веломаршрут — «Экологический» — длится около 175 км: он начинается на территории Шуваловского парка в Петербурге, проходит мимо Лосево, Мельниково и заканчивается в Приозерске. По пути можно посетить конные фермы, питомник зубробизонов, музей леса, пороги реки Вуокса, говорится в анонсе программы.
Третий маршрут тянется от Финского залива к Ладоге — начинается в Выборге, проходит мимо Лосево, Владимировки и заканчивается на острове Коневец. На этой трассе можно посмотреть памятники на месте финских хуторов и церквей, а также военную линию обороны. Он длится около 150 км. Предполагается, что эти трассы будут доступны к октябрю 2021 года. Кроме этого, на средства России, Финляндии и ЕС уже строится четырехкилометровая велодорожка Иматра — Светогорск. Окончание работ запланировано на 1 июля 2021 года.