Призрак моста
В Ярославле не могут решить, нужны ли пешеходные мосты через Которосль
В стратегию развития Ярославля до 2030 года, недавно принятую муниципалитетом, отдельным пунктом включено строительство системы пешеходных мостов через реку Которосль в центральной части города. Кроме того, предусмотрено проведение благоустройства пешеходной зоны на набережной Которосли. Однако, в мэрии и в муниципалитете "Ъ-Ярославль" не смогли сообщить, когда и какие мосты будут построены и где намечено благоустройство. Эксперты предполагают, что строительство моста, как и некоторые другие детали стратегии, могут остаться лишь на бумаге – как формальность, и не воплотятся в жизнь, поскольку на это требуются значительные средства. Градозащитники же считают, что новых мостов строить не нужно, потому что они изменят сложившийся ландшафт.
В утвержденную муниципалитетом Ярославля стратегию социально-экономического развития города на период 2021–2030 годов включено строительство пешеходных мостов через реку Которосль.
«В городе будет построена система пешеходных мостов через реку Которосль (ориентировочно в районе строящегося многофункционального офисного центра на пересечении Московского проспекта и улицы Малой Пролетарской)»,— говорится в стратегии.
Также, согласно документу, вдоль Волги и Которосли будет создана благоустроенная пешеходная зона.
«Будут организованы пешеходные зоны вдоль рек Волги и Которосли, проведено озеленение и благоустройство прибрежных территорий и закончено формирование облика этих главных водных артерий города, что позволит создать ландшафтно-пешеходный каркас города, объединяющий центры обслуживания, историко-культурные центры и другие значимые объекты»,— отмечено в стратегии.
Однако, ни в мэрии города, ни в муниципалитете "Ъ-Ярославль" не смогли рассказать, какие построят мосты и где, а также в каком месте набережной Которосли планируется благоустройство.
«Стратегия, это "скелет", сейчас постепенно ее будут наполнять содержимым»,— прокомментировали "Ъ-Ярославль" в пресс-службе мэрии, уточнив, что возведение пешеходного моста предусмотрено, но его параметры и место размещения еще точно не определены.
В стратегии Ярославля предусмотрено строительство третьего моста через Волгу и новой окружной дороги
Также, в мэрии сообщили, что в настоящее время разрабатывается концепция благоустройства Которосльной набережной, прилегающей к территории бывшей гостиницы «Чайка», но проекта концепции пока тоже нет.
Бывший главный архитектор Ярославля Аркадий Бобович рассказал, что территория поймы реки Которосль, согласно генеральному плану города, была предназначена для создания городского парка. Площадь территории составляла 195 га.
«Часть этой площади уже занята частными стоянками дорогих яхт, часть застраивается жилыми домами. Но все же большая часть территории еще свободна»,— пояснил "Ъ-Ярославль" господин Бобович.
Он рассказал, что пару лет назад несколько местных молодых архитекторов создали проект благоустройства набережной Которосли в районе от Медвежьего оврага до КЗЦ «Миллениума», однако мэрия города его не приняла.
«Проект делался в рамках работ известного московского КБ "Стрелка". К сожалению, мэрия проигнорировала этот проект, хотя в других российских городах, проекты, выполняемые под эгидой "Стрелки" успешно реализуются»,— уточнил архитектор.
Господин Бобович отметил, что пешеходные мосты через Которосль нужны, а место их расположения должно согласовываться с проектами парков вдоль реки. По его мнению, в стратегии Ярославля уделено достаточно большое внимание благоустройству Которосли, однако он не верит в то, что стратегия будет воплощена в жизнь.
«Разработку стратегии требуют российские законы, а вот за ее исполнение никто не несет ответственности. В Стратегии значится очень много важных для города дел. Их выполнение требует значительных затрат. Таких средств в бюджете города сейчас нет. Надо искать источники, привлекать бизнес, включаться в федеральные программы»,— говорит Аркадий Бобович.
Член правления Ярославской организации Союза архитекторов России, градозащитник Ольга Мазанова считает, что пешеходные мосты через Которосль в Ярославле не нужно строить. По ее мнению, достаточно уже имеющихся автомобильных. Градозащитник уверена, что любые новые мосты в пойме реки Которосль приведут к изменению панорам и ландшафта, что уже произошло в 2006 году при строительстве так называемого «косого» моста через Которосль.
«Это вообще нонсенс. Во всем мире отводят транспортные магистрали из рекреационных зон. В Ярославле наоборот транзитный транспорт сюда загнали. Теперь Котросльная набережная, зона отдыха горожан, стала ущербной, я считаю. Надо идти километры вдоль трассы, чтобы попасть на набережную. Теперь это зона шумового дискомфорта. В пойме располагаются спортплощадки, а спортсмены дышат выхлопными газами»,— рассказала "Ъ-Ярославль" градозащитник.
По ее мнению, необходимо благоустраивать парковую зону от устья реки Которосль до рекреации у фабрики «Красный Перекоп».
«Можно за основу взять проекты архитекторов-градостроителей предыдущих эпох. Там много ценного, но есть и неприемлемые идеи. Благоустраивать территорию необходимо корректно по отношению к историческим панорамам»,— уточнила госпожа Мазанова, добавив, что возможно, в стратегию Ярославля была внесена идея пешеходного моста в районе проектируемого IT-парка, застройщиком которого является компания «Тензор».
О том, что «Тензор» построит на месте бывшей гостиницы «Чайка» IT-парк стало известно летом 2017 года. В IT-Компании «Тензор» "Ъ-Ярославль" сообщили, что к строительству пешеходного моста через Которосль они отношения не имеют.
«Мы не планируем, и не занимается строительством этого объекта, в наших планах его нет. Мы строим только IT-парк»,— пояснили "Ъ-Ярославль" в пресс-службе компании.
Председатель муниципалитета Ярославля Артур Ефремов сообщил, что пока еще не видел детального плана строительства пешеходного моста через Которосль.
«Мэрия внесла в стратегию данный пункт. Мы стратегию приняли. Но мы пока еще детального плана не видели по его реализации. У меня те же самые вопросы, где мэрия его планирует построить. Ни чертежей, ни планов я пока не видел. Строительство моста заложено в стратегию до 2030 года, поэтому сейчас это только на бумаге, так называемая "хотелка"»,— рассказал "Ъ-Ярославль" председатель муниципалитета.