Хороший год: есть кто преуспел

Где реализована «живучая» бизнес-модель с долгосрочной перспективой?

Шоковый 2020 год повсеместно выдержан в риторике преодоления: закрывали, переформатировали, искали выход. Но есть те, кому тотальный локдаун дал импульс и вывел на новый уровень. Интересно выявить эти позитивные истории на рынке, изучив предпочтения частных инвесторов, ведь они, как букмекеры в спорте, «всегда что-то знают».

К слову, нынешний бум частного инвестирования в России объясняется двумя факторами. К классическому мотиву «однажды перестать работать и жить в свое удовольствие» добавился трендовый: «ни один бизнес не застрахован от внезапного закрытия». Тем не менее инвесторы упорно ищут тех, кто умеет видеть и реализовывать возможности даже под крылом жирующего черного лебедя. При детальном приближении в поле зрения думающего человека неизменно попадает агробизнес и производство продуктов питания: судите сами, на фотосинтез человечество перейдет нескоро, общепит, очевидно, переживает худшие времена, поэтому ценность качественной еды «навынос» высока и продолжит возрастать. Впрочем, такая простая до банальности мысль делает сельское хозяйство одной из самых недооцененных у инвесторов сфер деятельности: да ну, дескать, показалось, слишком просто, не IT же. Так в том и дело, что не IT – в отличие от нишевых продуктов высоких технологий продукты на столе нужны вообще всем.

Один из наиболее сбалансированных и концептуально развивающихся представителей агробизнеса на рынке ценных бумаг – сибирский холдинг Goldman Group, в который входят компании «Мясничий», «АгроЭлита» и «ИС петролеум». Российским и зарубежным инвесторам эти компании известны по выпускам облигаций, которые обращаются на Московской бирже и неизменно пользуются спросом. Холдинг производит продукты питания по принципу «от поля до прилавка»: свои поля, техника, топливо, зерно, комбикормовое производство, животноводческие предприятия, мясоперерабатывающие заводы, фирменные магазины по всей России и растущий портфель дистрибьюторских и партнерских каналов сбыта, включающий ведущие региональные и федеральные розничные сети.

В 2020 году холдинг Goldman Group вовремя переориентировал производство, запустив мощную консервную линию и выпуск замороженных полуфабрикатов с длительным сроком хранения. Это позволило за девять месяцев «взломать» рынок тушенки и паштетов, «рванув» от первой произведенной банки в феврале до 600 тыс. ежемесячно продаваемых банок к октябрю. Производственная мощность выросла до 1 млн 650 тыс. банок в месяц. Классика ГОСТа, готовые каши с мясом, блюда из томленого мяса сибирской дичи, кухни народов мира, фитнес-серия, халяль, натуральные паштеты под брендом «Мясничий» – холдинг предлагает людям востребованную и привычную еду ресторанного качества, пока на общепит в стране наложены ограничения на неопределенное время.

Goldman Group остается рекордсменом отрасли не только в этом направлении: на его полях на 24 % выше среднеотраслевого показатель урожайности даже в рекордный для Сибири и Дальнего Востока год, а средняя рентабельность мясной сети холдинга за последние четыре года составляет около 10 %, что существенно выше среднеотраслевой для розничной торговли в России (около 3,5 %, по данным ФНС).

Неудивительно, что инвесторы ждут первичного размещения биржевых облигаций головной компании холдинга и IPO, которое планируется в первом полугодии 2021 года. Результаты деятельности в 2020 году только подтверждают наблюдения: эффективность бизнеса – во главе угла. Добавим, что все финансовые отчеты размещены на сайте холдинга и доступны для изучения.