Железная дорога противопоставила пандемии «цифру»

По совокупности показателей в III квартале Красноярская магистраль была признана лучшей в России

В условиях пандемии и снижения экономической активности Красноярской железной дороге в 2020 году удалось не только не уронить объемы грузоперевозок, но даже и нарастить их по ряду номенклатур. Помимо этого, активно вкладывались железнодорожники в развитие инфраструктуры, расшивая «узкие места» Южно-Сибирской магистрали, не забывали и о пассажирских перевозках. Дорога максимально ускорила все внутренние процессы, связанные с переходом на «цифру» в работе с клиентами. По совокупности показателей в III квартале Красноярская магистраль была признана лучшей в России.

Козинский виадук после реконструкции

Пандемия коронавируса, ударившая в 2020 году по большинству отраслей экономики, стала серьезным стресс-фактором и для железнодорожников. Глядя на то, какие кардинальные меры предпринимаются в зарубежных странах, попавших под удар вируса первыми, ОАО «РЖД» еще в марте начало готовиться к нескольким возможным сценариям, чтобы предвосхитить любые неприятные сюрпризы 2020 года. Все сценарии были крайне непростые, поскольку при любом развитии событий падение погрузки оценивалось не менее чем в 15–20 %. Такой обвал мог привести к двукратному сокращению инвестиционной программы компании, пришлось бы отказаться от закупок новых локомотивов, новых пассажирских вагонов, начать сокращение персонала.

В компании приложили все усилия, чтобы минимизировать удар пандемии. Основное внимание было направлено на выработку мер поддержки грузоотправителей. Уже в марте в РЖД был создан специальный оперативный штаб для работы с клиентами, задачей которого стал поиск и внедрение таких решений, которые помогут сохранить погрузку, упростят систему расчетов, обеспечат бесперебойные поставки товаров действующих или потенциальных клиентов.

Начальник Красноярской железной дороги Вадим Владимиров:

«Мы рассматриваем кризисный период не только как период повышенных рисков, новых вызовов. Это время для реализации новых возможностей. То отношение клиентов, которое мы видим и чувствуем в 2020 году, помогает нам стать еще сильнее, превратить взаимное доверие в новые возможности для всех участников рынка как в грузовых, так и в пассажирских перевозках. Мы открыты для инноваций и передовых технологий во всех областях деятельности».

В результате был реализован целый комплекс антикризисных мер: отсрочки платежей для грузоотправителей, бесплатное хранение их грузов на терминалах и складах КрасЖД, отмена штрафов и пеней за неисполнение условий договора. В отдельных случаях принимались решения о снижении тарифов. В границах Красноярской магистрали при взаимодействии с малым и средним бизнесом был упрощен порядок приема и согласования схем размещения и крепления груза на подвижном составе, а необходимые аттестации на технику крепления груза проводились в онлайн-режиме. Грузоотправителям, не подключенным к цифровым сервисам, заявки на перевозку грузов оформлялись по электронной почте.

Многое было сделано в целом для перевода общения с клиентами в онлайн. В этом смысле пандемия ускорила ту работу по цифровизации, которая велась в РЖД в последние годы. На Красноярской дороге было создано около четырех тысяч удаленных компьютеризированных рабочих мест, в «цифру» были переведены все операции, возможные без прямого контакта с клиентом. На практике оказалось, что функциональность системы управления никак не пострадала.

Все эти инициативы железнодорожников нашли полное понимание со стороны клиентов, которые охотно переходили на работу с электронной системой «ЭТРАН» и через личный кабинет клиента РЖД. Показательная цифра: к ноябрю 2020 года 99 % заявок на перевозку грузов было подано клиентами КрасЖД в электронном виде посредством этих цифровых площадок. Таким же образом было оформлено 82 % накладных на груженый рейс и 99 % накладных на порожние рейсы. Все эти наработки цифрового взаимодействия на магистрали планируют сохранить и после окончания пандемии.

Максимально сохранены и инвестиции в развитие инфраструктуры Красноярской железной дороги, что имеет принципиальное значение с учетом прогнозируемого в ближайшие годы роста грузопотока и планируемого улучшения комфортности пассажирских перевозок. В 2020 году инвестиционная программа составила 40,4 млрд руб., по объему вложений КрасЖД заняла шестое место по всей сети железных дорог России.

Наиболее приоритетными направлениями в этом году остались развитие железнодорожной линии Междуреченск – Тайшет, приобретение современного тягового подвижного состава, расшивка «узких мест» железнодорожного пути, развитие инфраструктуры городской электрички в Красноярске.

На направлении Междуреченск – Тайшет объем финансирования в 2020 году составил 8,7 млрд руб. Это позволило продолжить работы по усилению устройств электроснабжения и строительству вторых путей на 12 перегонах дороги. Всего с начала реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет» выполнено работ на сумму 40,3 млрд руб., что составляет уже 82,8 % от его общей стоимости.

Знаменательным событием года для КрасЖД стало открытие в декабре двухпутного движения поездов по Козинскому виадуку на «Трассе мужества» Абакан – Тайшет. Этот участок Южно-Сибирской магистрали проходит в сложнейших геологических и климатических условиях, с пересечением хребтов Кузнецкого Алатау, Восточного и Западного Саяна. Реконструкция Козинского виадука велась с 2014 года с целью увеличения пропускной способности участка, связывающего Западную и Восточную Сибирь, в том числе для обеспечения возрастающих объемов перевозок грузов из Кузбасса, Хакасии и Красноярского края на Дальний Восток.

В результате модернизации виадука пропускная способность перегона Джебь – Щетинкино, до сих пор считавшегося «бутылочным горлышком» трассы, возросла с 25 до 65 пар поездов в сутки. Также появилась возможность пропускать поезда весом 7 100 тонн (ранее – до 6 030 тонн) по обоим путям виадука одновременно.

Важный проект был реализован на станции Карабула, через которую идет большой поток продукции лесозаготовителей. Здесь совместно с таможенной службой железнодорожникам удалось создать новое подразделение таможенного поста для оформления экспортных грузов (ранее ближайший был только в Канске, в 300 км). В итоге на станции более чем в два раза был сокращен простой вагонов.

Годом ранее в Лесосибирске, где также сосредоточены лесоперерабатывающие предприятия, КрасЖД увеличила пропускную способность станции. В комплексе эти меры не только позволили увеличить скорость прохождения вагонов с лесом, но и обеспечили резерв для дальнейшего развития деревообрабатывающей отрасли Красноярского края.

Продолжалось и обновление подвижного состава. Так, в течение 2020 года КрасЖД получила 30 маневровых тепловозов серии ТЭМ-18ДМ и 52 модифицированных электровоза 3ЭС5К «Ермак» с поосным регулированием силы тяги (это повышает тягу на 10 %). «Ермаки» способны работать на участках со сложным рельефом и вести поезда повышенного веса и длины. Сегодня общее число таких «тяжеловозов» на Красноярской дороге возросло до 147. Обновление парка локомотивов продолжится на протяжении следующих пяти лет.

Совокупно меры поддержки клиентов и инвестиционные вливания позволили КрасЖД в 2020 году не просто не снизить объемы грузоперевозок, как это прогнозировалось, но даже, наоборот, нарастить их по ряду номенклатур. Так, с начала года (без учета декабря) зафиксировано увеличение погрузки зерновых (+28 %), железной руды (+40 %, после возобновления работы находившейся на консервации ветки КрасЖД Бискамжа – Тея для вновь запущенного Тейского рудника), цветной руды (+7 %). Контейнерные перевозки со станций дороги в январе – ноябре выросли на 10 %. В целом за этот период перевезено свыше 71 млн тонн региональных грузов.

Продолжалась последовательная работа по развитию проекта «Городская электричка» в Красноярске. Была фактически заново отстроена платформа «Мясокомбинат», появилась новая платформа «Шумково». Кстати, внутригородские маршруты, в отличие от других видов пассажирских железнодорожных перевозок, пользовались большим спросом и в условиях пандемии. В 2020 году наполняемость поездов в Красноярске в часы пик достигала 90 %. Общий пассажиропоток городской электрички ежегодно прирастает в среднем на 20 %.

Таким образом, практически по всем направлениям КрасЖД в текущем году не сбавляла темпов. Успехи дороги были отмечены руководством РЖД – красноярцы заняли первое место в сетевом соревновании по итогам III квартала 2020 года.

Планы на будущее также обнадеживают. Основными отраслями, которые должны обеспечить рост перевозок на территории Красноярского края в среднесрочной перспективе, будут оставаться топливно-энергетический комплекс, металлургическая и лесная промышленность. Кроме того, КрасЖД является транспортным каркасом комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь». Он должен объединить 53 различных программы на общую сумму более 4 трлн руб.

Председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин:

«Красноярский край сегодня стоит на пороге запуска целой серии крупных инвестиционных проектов в рамках КИП «Енисейская Сибирь». Практически все они так или иначе завязаны на железнодорожный транспорт. Без преувеличения, железные дороги – это стальная основа «Енисейской Сибири». И нам особенно важна слаженная и синхронная работа с Красноярской магистралью. Способность железнодорожников ритмично, технологично, бесперебойно, эффективно, «по нарастающей» работать в любых условиях вселяет в нас уверенность, что все задуманные совместные планы будут реализованы».