Клевете добавили срок

Как можно трактовать новые формулировки в законе

Госдума приняла закон о лишении свободы за клевету. За публикацию в интернете ложных и порочащих достоинство сведений можно получить срок до двух лет или штраф до миллиона рублей. Такое же наказание предусмотрено за клевету в отношении «индивидуально неопределенных лиц». 23 декабря законопроект прошел второе и третье — заключительное — чтение.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

С 2012 года эта статья Уголовного кодекса не предполагала реальных сроков. И суды зачастую выносили оправдательные приговоры, отмечает адвокат, правовой аналитик «Агоры» Станислав Селезнев. По его словам, новые формулировки теперь можно трактовать максимально широко: «При внесении законопроекта об ужесточении ответственности за клевету в уголовном порядке авторы говорили о том, что необходимо защитить в первую очередь простых граждан. Но если мы посмотрим, что в публичной среде наиболее часто обсуждается, то увидим, что этом именно деятельность публичных лиц — чиновников, сотрудников правоохранительных органов, сотрудников государственных служб в связи с обнаруженными у них доходами и имуществом. Учитывая, что в будущем законным образом какие-либо сведения об имуществе государственных чиновников и сотрудников правоохранительных органов будет получить затруднительно, мы увидим попытки, по крайней мере, привлечения к ответственности за клевету.

Что касается "индивидуально неопределенных лиц", как и любая максимально неконкретная формулировка, она охватывает максимально широкий кругу лиц, а любая норма всегда применяется только адресно к тем, кто наибольшим образом интересует правоприменителя. Статья о клевете — это одна из самых на сегодняшний день либеральных статей по части оправдательных приговоров. Учитывая, что в рамках новых смыслов этой статьи максимальное наказание увеличено до пяти лет, и преступление становится средней тяжести, теоретически может возникнуть право частного обвинителя требовать меры пресечения чуть ли даже не в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого лица.

Сам факт того, что за высказывание у нас возможно лишение свободы, причем явно не относящееся к призывам к каким-либо насильственным действиям, жесточайшим образом нарушает все сложившиеся стандарты применения 10 статьи Европейской конвенции о правах человека и основных свободах».

Поправки в уголовную статью о клевете внесли в Госдуму на прошлой неделе. То, что их приняли так оперативно, неудивительно, отмечает шеф-редактор издания The Insider Роман Доброхотов. По его словам, не исключено, что теперь статья будет использоваться для преследования журналистов: «За любой материал, в том числе за наше расследование, где нашли фээсбэшников-отравителей, достаточно будет какой-нибудь справки от ведомства, что такие люди у нас не работают, чтобы заявить о том, что журналисты намеренно оклеветали, чтобы опорочить Владимира Владимировича. Два года лишения свободы можно получить за неделю.

Если мы посмотрим, какие еще принимают законы, в этом контексте, конечно, последние сомнения, что речь идет об ужесточении в области свободы слова, отпадают. Я не думаю, что это как-то изменит наше поведение, во всяком случае точно никак не повлияет на намерения The Insider и дальше заниматься журналистскими расследованиями. Надо морально готовиться к тому, что Кремль будет закручивать гайки, и, вероятно, мы увидим в следующем году какие-то дела в отношении журналистов.

Это постепенный процесс, и, конечно, отчасти он связан с тем, что журналистские расследования сейчас в России процветают, появляется все больше независимых проектов, которые занимаются довольно смелыми расследованиями.

Поэтому мы ожидали такой реакции. Осталось только понять, речь идет только о законе или уже есть политическая воля на то, чтобы начать реальное закручивание гаек и, исполняя этот закон, сажать журналистов. Это, я думаю, мы увидим в ближайшие месяцы».

Почему депутаты Госдумы решили заставить социальные сети самостоятельно выявлять и блокировать контент с «явным неуважением» к о

Смотреть

23 декабря Госдума также одобрила несколько других обсуждаемых инициатив. В частности, законопроект о блокировке иностранных платформ за цензуру российских СМИ. В третьем чтении также приняли закон о наказании соцсетей за неудаление противоправного контента. Речь идет, например, о материалах, которые содержат «явное неуважение» к обществу, госсимволам и власти.

Вся лента