Крым подъезжает к двум миллионам
Железные дороги рассчитывают на резкий рост пассажиропотока в следующем году
Оператор пассажирского сообщения с Крымом «Гранд Сервис Экспресс» в 2021 году планирует увеличить объем перевозок на этом направлении на 65%. В этом году из-за коронавируса, заставившего компанию отложить планы по расширению сети, перевозки не достигли плановых объемов, но все же превысили 1 млн пассажиров. По мнению экспертов, достижение нового показателя зависит от эпидемиологической обстановки: если коронавирус сохранится как серьезная проблема, это напрямую снизит пассажиропоток железной дороги, а также цены на авиабилеты. Перелеты составят серьезную конкуренцию переездам.
«Гранд Сервис Экспресс» (ГСЭ), оператор пассажирского сообщения с Крымом, в случае нормализации эпидемиологической обстановки планирует увеличить в 2021 году объем перевозок на полуостров на 65%. Об этом сообщил гендиректор ГСЭ Александр Ганов. Бизнес-план компании предполагает 2,03 млн пассажиров в целом, в том числе 1,86 млн поездами «Таврия», при прогнозных итогах 2020 года в 1,24 млн и 1,13 млн человек соответственно, следует из материалов ГСЭ.
ГСЭ был выбран оператором железнодорожных перевозок в Крым осенью прошлого года, накануне открытия железнодорожной части Крымского моста.
В январе оператор попал под санкции США, как и лично господин Ганов, который в октябре 2020 года оказался также и в санкционном списке ЕС.
Поезд Петербург—Севастополь отправился в первый рейс 23 декабря 2019 года, а на следующий день начал курсировать поезд Москва—Симферополь. Начало продаж билетов сопровождалось ажиотажным спросом (см. “Ъ” от 9 ноября 2019 года), способствующим планам по расширению маршрутной сети.
В планы ГСЭ по введению новых маршрутов вмешалась пандемия. Компания планировала еще с 25 апреля запустить поезда из Симферополя в Кисловодск, Мурманск и Екатеринбург, а также связать Москву и Санкт-Петербург с Евпаторией и Феодосией.
Однако из-за COVID-19 оператор «развернул маршрутную сеть только со снятием ограничений и открытием курортного сезона с 1 июля», пояснил господин Ганов.
Год назад топ-менеджер оценивал прогнозный спрос в 2020 году на железнодорожные перевозки в Крым в 1,8 млн пассажиров (см. “Ъ” от 11 ноября 2019 года), но итоговые цифры оказались ниже этого прогноза более чем на треть. Тем не менее уже в середине июля ГСЭ запустил поезда из Москвы в Севастополь и Евпаторию, потом — из Симферополя в Вологду, Адлер и Ростов-на-Дону. А с декабря оператор продлил маршрут Симферополь—Екатеринбург до Перми, Омска и Тюмени.
Александр Ганов, гендиректор «Гранд Сервис Экспресс», 23 декабря
План на 2021 год для нас — 1,863 млн человек, но при нормализации эпидемиологической обстановки
Государство в 2020 году субсидирует ГСЭ инфраструктурные платежи в адрес ОАО РЖД и ФГУП «Крымская железная дорога» в связи с падением пассажиропотока из-за коронавируса. Помимо этого Южной пригородной пассажирской компании (ЮППК), подконтрольной ГСЭ, выделят в этом году субсидии в 500 млн руб., а самой ГСЭ — 982,7 млн руб. компенсации за перевозки в дальнем следовании по регулируемым тарифам.
По оценке главы Союза пассажиров Кирилла Янкова, допандемическая оценка спроса (то есть исходные планы ОАО РЖД на 2020 год) в 1,8 млн пассажиров была вполне реалистична и, возможно, даже занижена: эксперт говорит о 2 млн пассажиров, напоминая, что при Советском Союзе пассажиропоток был еще выше.
Что касается 2021 года, все зависит от эпидемиологической обстановки, говорит господин Янков: если она сохранится в сегодняшнем виде, то пассажиропоток будет ниже.
Это произойдет в том числе и потому, что в пандемию внутренние цены на авиабилеты существенно снизились, и в таком случае авиатранспорт оттянет на себя часть потенциальных пассажиров железной дороги. Если же общая ситуация вернется к положению вещей в 2019 году, то господин Янков считает прогноз ГСЭ вполне реалистичным.