Коммерческие парковки просят отложить
Коммунисты выступили против введения платных стоянок в Самаре в период пандемии
Фракция КПРФ внесла в Самарскую губернскую думу законопроект о приостановке введения платных парковок в Самаре в связи с пандемией. По мнению авторов законодательной инициативы, «желание мэрии стимулировать граждан пересаживаться на общественный транспорт путем создания системы платных парковок практически во всех центральных районах города противоречит задачам сохранения здоровья граждан в период пандемии». В начале недели администрация Самары утвердила тарифы на платные парковки, которые планируется ввести уже в 2021 году в центральной части города.
Фракция КПРФ внесла в Самарскую губернскую думу законопроект, в котором просит приостановить введение платных парковок в Самаре на время действия режима повышенной готовности в регионе в связи с пандемией.
«Желание администрации города стимулировать граждан пересаживаться на общественный транспорт путем создания системы платных парковок практически во всех центральных районах города, на наш взгляд, противоречит задачам сохранения здоровья граждан в период пандемии. В „мирное“ время мы все выступаем за приоритет общественного транспорта над личным, но сейчас личный транспорт безопаснее»,— пояснил „Ъ“ депутат губернской думы от КПРФ Михаил Матвеев.
По мнению парламентария, для тех, чья работа находится в центральных районах города, станет экономически нецелесообразным ездить на работу на личном транспорте, чтобы за восемь часов отдавать по 500 руб.
«Я воспринимаю эту идею как скрытый налог на автомобиль. Со стороны муниципалитета нет никаких капиталовложений. Они не строят парковки. Они просто будут продавать право остановиться у обочины дорог. Это государственно-частное партнерство в интересах отдельных коммерсантов и отдельных чиновников. Это не будет способствовать декларируемым целям. Можно было бы дискутировать на эту тему, если бы не пандемия»,— говорит Михаил Матвеев.
Депутат Госдумы РФ от Самарской области Александр Хинштейн также высказался против этого решения. «Считаю введение платных парковок в Самаре неправильным и поспешным. Прежде чем это делать, необходимо создать соответствующую инфраструктуру. Пока же это просто изъятие денег у самарцев непонятно за что»,— написал в «Твиттере» депутат.
В начале недели администрация Самары утвердила тарифы на платные парковки. Первый этап реализации проекта платных парковок затронет центральную часть города — Самарский, Ленинский, Октябрьский районы, а также некоторые улицы в Железнодорожном районе. Стоимость парковочного места составит от 45 руб. в час, в зависимости от места и только в рабочие дни с 8:00 до 20:00. В пресс-службе мэрии подчеркивают, что эта стоимость ниже средней в сравнении с другими городами-миллионниками.
Транспорт можно будет оставлять бесплатно только в ночное время, праздники и выходные. Бесплатной также будет кратковременная парковка — не более 15 минут.
Руководитель департамента транспорта Самары Сергей Маркин отметил, что для внедрения проекта нужно организовать места платной парковки, принять ряд распоряжений, заключить концессионное соглашение. Подготовку к реализации первого этапа проекта планируется завершить в четвертом квартале 2021 года.
В начале 2020 года городские власти сообщали, что первые платные парковки в Самаре должны появиться летом текущего года. Перечень площадок был утвержден еще в декабре 2019 года, он включает 6867 мест. За счет введения платных стоянок администрация планирует «снизить нагрузку на дорожную сеть и повысить привлекательность общественного транспорта». По предварительным расчетам, за счет них ежегодные поступления в муниципальный бюджет будут составлять до 50–70 млн руб.
Перечень парковочных площадок выставят на концессию. Концессионер должен оборудовать и содержать эти стоянки.
Постановление администрации, которым утвержден порядок создания и использования платных парковок, было вынесено еще в 2014 году. В 2016 году тогда еще глава города Олег Фурсов сообщал, что в начале 2017 года в Самаре могут появиться первые платные паркинги. На тот момент администрация разрабатывала проект концессионного соглашения по созданию парковочных мест. Затем в феврале 2019 года глава города Елена Лапушкина внесла проект поправок в областной закон «Об административных правонарушениях…», который подразумевал введение санкций за неоплату стоянки, несмотря на то что сами платные парковки не были введены.
«Если говорить о Самарском районе, то там очень плотное дорожное движение, расширить дорожное полотно мы не можем. Поэтому да, там необходимо ввести платные парковки. Это облегчит жизнь жителям города, водителям. Что касается других районов, нужно смотреть. Я, например, не вижу необходимости платных парковок в Октябрьском районе. С другой стороны, соглашусь с депутатами, что возможно сейчас не время вводить это из-за роста заболеваемости коронавирусом»,— говорит председатель Самарского регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Ольга Доронина.
Глава Самарского отделения фонда «Городские проекты», депутат Октябрьского райсовета Вадим Алексеев считает, что платные парковки в больших городах — необходимость: «Весь мир это прошел и многие города России тоже. Мы условно в трендах, но, как обычно, с опозданием. Глобальный мировой тренд — города для людей, а не для машин. Поэтому в лучших городах мира ограничивают автомобилизацию». При этом эксперт отмечает, что платная парковка — хороший инструмент, но не единственный.
«Главный вопрос тут в концессионном соглашении — сколько денег за парковку получит город, а сколько концессионер. Если город будет получать от 85–90% и направлять эти деньги на развитие, то это будет прекрасно. Стартовая стоимость — 30–45 руб., это должен быть самый гибкий элемент. Со временем спрос должен в некоторых местах повысить стоимость парковки, а в некоторых опустить. Период с 8:00 до 20:00 и только рабочие дни из той же серии, что и цена. Если будет спрос, нужно менять время и, возможно, расширить на всю неделю. Главное, что нужно понять, нет бесплатной парковки. За нее кто-то всегда платит. И лучше, чтобы платили те люди, которые ей пользуются. А не все жители города, у которых даже машины может не быть»,— рассуждает Вадим Алексеев.