Российские компании выбирают вложения в новые рынки и здоровье
Мониторинг конъюнктуры
Исследование PwC «Без фэнтези: российский бизнес в коронавирусные времена», с которым ознакомился “Ъ”, основано на опросах руководителей бизнеса (последние интервью — от 3 декабря) и посвящено динамике инвестклимата, планов и направлений вложений компаний. Большинство респондентов (81%) отмечают ухудшение инвестклимата из-за пандемии (3% — об улучшении). 30% опрошенных говорят о новом ухудшении в последнее время, убежденных же в наличии улучшений втрое меньше. Общая оценка инвестклимата остается неизменной более чем у половины опрошенных. «Если вкратце — так себе»,— говорит управляющий партнер PwC в России Игорь Лотаков. Каждый второй глава крупной компании считает, что климат ухудшился, но уже восстановился (55%), в то время как среди руководителей малого бизнеса с этим согласны лишь 7%. Основные надежды сектора МСП традиционно связаны с господдержкой — впрочем, как и в целом у 52% респондентов.
О сокращении инвестпланов заявил 41% руководителей (11% отметили, что они потерпели крах, 30% заявили о существенном их изменении при сокращении вложений), еще 42% намерены пересмотреть их без изменения инвестиций, о росте вложений говорят 10% опрошенных. Беспокойство PwC вызывает то, что, хотя 40% компаний пришлось обучать сотрудников новым знаниям и навыкам, лишь 5% опрошенных считают вложения в персонал (повышение квалификации, расширение штатов) перспективными — причем независимо от размера бизнеса. До пандемии, наоборот, чаще всего делались вложения в обучающие программы для персонала (64%, см. график).
Самые смелые планы в ближайшие один-два года наблюдаются в отношении выхода предприятий на новые рынки (50%) и расширения программ поддержания здоровья сотрудников (37%). Долгосрочно практически каждый четвертый респондент планирует инвестировать в ценные бумаги и валюту, хотя еще в 2019 году это делали только 13%, а каждый пятый опрошенный планирует покупку нового бизнеса (в 2019 году — лишь 5%).