Как ростовская фабрика стала частью глобальной системы

Для компании «Донской табак», входящей в международный холдинг JTI, уходящий год стал успешным. Несмотря на объективные вызовы 2020-го, фабрика работала в штатном режиме, а компания продолжила инвестировать в развитие производства и персонала ростовской площадки, в проекты устойчивого развития, а также в борьбу с нелегальным оборотом табака. В итоге на фоне общего падения табачного рынка в стране компании удалось увеличить объемы производства, закрепиться в лидерах и крупнейших налогоплательщиках и улучшить экологию в домашнем регионе.

Фабрика «Донской табак» входит в число крупнейших в России производителей сигарет. Продукция предприятия продается по всей стране, включая такие отдаленные от Юга территории, как Сибирь и Дальний Восток. Собственником ростовской компании является один из лидеров мирового табачного рынка — Japan Tobacсo International (JTI). Летом 2018 года она закрыла сделку по покупке фабрики. Инвестиции в проект составили 90 млрд руб. В Ростовской области сделку признали самой крупной в истории бизнеса региона.

За минувшие полтора года JTI внедрила принципы бережливого производства (в соответствии с философией Kaizen), вложила дополнительные средства в оптимизацию портфеля брендов, социальную инфраструктуру и персонал, приступила к выполнению инвестплана. Так, JTI инвестировала в цифровые технологии, позволяющие бороться с контрабандой и контрафактом сигарет. В общей сложности с июля 2018 года по декабрь 2020-го корпорация вложила в «Донской табак» 500 млн руб. И в новом 2021 году JTI продолжит инвестировать в развитие фабрики.

Кайдзен и интеграция в цепочку поставок

После фабрики в Петербурге «Донской табак» — второй по мощности производственный актив JTI в России. Для компании важно было не просто провести качественные улучшения, но и интегрировать «Донской табак» в глобальную цепь поставок корпорации.

«Мы полностью оптимизировали производственные процессы, провели модернизацию, перешли на международные стандарты JTI и внедрили технологии, повышающие степень защиты нашей продукции,— объясняет Валерий Митрофанов, вице-президент JTI, гендиректор АО «Донской табак».— Например, на нашем производстве запущена система track&trace для цифровой маркировки товара. В то же время мы остаемся партнерами с теми надежными поставщиками, с которыми работали ранее. Все это позволило нам повысить эффективность».

По словам топ-менеджера, теперь «Донской табак» — важная часть глобального бизнеса JTI. Здесь следуют философии кайдзен, согласно которой внедрение инструментов бережливого производства, снижение потерь, повышение производительности труда каждого работника — процесс постоянный и бесконечный. Казалось бы, минувшие полтора года в этом плане — небольшой срок. Однако то, что JTI уже удалось сделать на «Донском табаке», впечатляет.

«Мы существенно сократили время простоя линий, уменьшили сроки поставки запчастей и комплектующих, оптимизировали расположение оборудования. Это позволило сократить количество рейсов погрузчиков в производственных и складских помещениях, снизить затраты работников на погрузку-разгрузку паллет в цехе,— рассказывает Сергей Лавриков, директор фабрики «Донской табак».— Проведенная работа позволила нам увеличить производительность предприятия на 25%, а эффективность использования оборудования — почти на 10%».

Помимо прочего, на фабрике на 8% сократили потребление электроэнергии и на 16% — количество отходов производства.

Портфель брендов стал лучше, дистрибуция — шире

Качественно изменился и продуктовый портфель «Донского табака». «Мы оставили все значимые бренды, но значительно оптимизировали количество SKU, сократив их почти вполовину. В итоге портфель стал более сбалансированным»,— отмечает господин Митрофанов.

По его словам, возможности JTI позволили фабрике расширить дистрибуцию. Марки «Донского табака» появились в федеральных сетях, что значительно увеличило и их представленность на рынке РФ, и объем продаж.

«До сделки — в силу региональной специфики — “Донской табак” присутствовал в основном на Юге, а также на Урале и Волге. Сегодня бренды ростовской фабрики представлены по всей стране»,— говорит гендиректор предприятия и вице-президент JTI.

В итоге на фоне общего сокращения табачного рынка РФ доля «Донского табака» растет. По факту сегодня в России фабрика четвертая по объемам выпуска сигарет.

Самый главный актив JTI

Речь о людях. Они — золотой фонд компании. Бережное отношение к каждому работнику — одна из ключевых задач JTI. Так, с наступлением пандемии всех офисных сотрудников «Донского табака» перевели на дистанционную работу. Для того чтобы переход в онлайн был быстрым и эффективным, работников предприятия обеспечили компьютерами, ноутбуками, копирами, сканерами и другой необходимой техникой. IT-специалисты фабрики помогли коллегам оперативно подключиться к корпоративной системе. Подобный опыт для Ростова, не говоря уже о городах, где расположены региональные филиалы,— большая редкость.

С началом пандемии все офисные сотрудники «Донского табака» были переведены на удаленный формат работы. Исключение составили только те позиции, присутствие которых в офисе является критически важным для производства. Для сотрудников региональных филиалов компании было также минимизировано количество командировок.

Переход на удаленку позволил усовершенствовать на предприятии бизнес-процессы, ускорить цифровизацию. Например, был налажен электронный документооборот. Количество бумажных носителей было сведено до минимума. Люди и сейчас находятся на удаленке. Это позволяет руководству фабрики снижать количество передвижений работников по городу, их контактов.

Всех сотрудников — и на производстве, и удаленных — компания обеспечила необходимыми средствами защиты. На складах фабрики сделан необходимый запас перчаток, масок и санитайзеров.

Чтобы работники производства меньше контактировали друг с другом, были увеличены обеденный перерыв и интервалы между сменами. С началом пандемии рабочие места подготовили с учетом требования социальной дистанции.

Наконец вдвое был увеличен парк корпоративных автобусов, которые доставляют сотрудников на фабрику и обратно. Это позволило снизить одновременное количество людей на одном рейсе и увеличить частоту рейсов. К слову, после каждого рейса автобусы проходят санитарную обработку.

За время пандемии коронавируса «Донской табак» неоднократно посещали специалисты МЧС — для дезинфекции фабричной территории. Спасатели проводят здесь беспрецедентную профессиональную масштабную дезинфекцию парковочных зон, площади у проходной, входных зон и других наружных общественных пространств предприятия.

«Этим летом, после возвращения работников из отпусков, у нас было организовано массовое тестирование на коронавирус. Это позволило нам предотвратить приход на работу заразившихся людей,— подчеркивает Валерий Митрофанов.— Аналогичное тестирование будет здесь и после новогодних праздников».

Господин Митрофанов подчеркивает, что стандарты безопасности на донском предприятии подняты на новый уровень. Помимо этого, еще до пандемии на фабрике провели реновацию офисов и цехов, организовали кофейные комнаты для отдыха сотрудников. С интеграцией предприятия в структуру JTI компания обновила соцпакеты всех сотрудников, увеличила зарплату на 15% и предоставила возможность стать участником программы добровольного медицинского страхования. Кроме того, компания продолжает поддерживать ветеранов.

Вклад в экологию региона

Еще один показатель социальной ответственности JTI — забота об экологии. «Мы находимся в природоохранной зоне и активно инвестируем в уменьшение отходов, в новые водоочистные сооружения,— говорит Валерий Митрофанов.— Работы завершатся через несколько лет. Мы уже провели модернизацию системы ливневой канализации, благоустроили водоохранную зону, повысили эффективность сортировки мусора. В этот проект инвестировали порядка 20 млн руб.».

Второй год подряд «Донской табак» реализует стратегию устойчивого развития и проводит экологические акции с привлечением волонтеров. В середине 2019 года на Международном форуме в Петербурге (ПМЭФ-2019) компания и правительство Дона подписали соглашение, направленное на создание благоприятных условий для социально-экономического развития региона. До 2021 года JTI инвестирует в такой проект $12 млн. Часть средств направляется, например, на высадку деревьев в парковых зонах.

В ноябре 2020 года в рамках нацпроекта «Экология» и регионального проекта «Сохранение уникальных водных объектов в Ростовской области» стартовала программа озеленения набережной реки Темерник. Для «Донского табака» это стало знаковым событием. Озеленение началось здесь с высадки растений в линейном парке «Первая миля». Помимо руководства фабрики, в акции участвовали представители областного правительства, фонда «В гармонии с природой» и Ростовского зоопарка.

«Оздоровление Темерника — также один из наших приоритетов,— утверждает Валерий Митрофанов.— Мы убеждены в том, что развитие бизнеса неотделимо от повышения уровня жизни общества, и заинтересованы в долгосрочном стабильном развитии области, в сотрудничестве с правительством региона по ключевым вопросам. Высаживание вдоль реки уникальных пород яблони, липы и других растений — это продолжение экологической программы, реализуемой нашей компанией в рамках соглашения о партнерстве с властями Ростовской области».

Компания не просто откликнулась на инициативу восстановить прибрежную зону реки Темерник. «Донской табак» оказал поддержку как на этапе разработки проекта, так и при его реализации. В итоге на «Первой миле» появилось 145 крупномерных деревьев. Этот экопроект призван обеспечить комфортные условия для посещения парковой зоны, создать новые чистые уголки отдыха для ростовчан и гостей города, уверены на фабрике.

Ранее в рамках соглашения с областным правительством был реализован другой масштабный проект — по озеленению парковой зоны восстановленного к 75-летию Великой Победы музейно-мемориального комплекса «Самбекские высоты». Здесь при поддержке «Донского Табака» высажено более 12 тыс. цветочных композиций, создана сиреневая аллея из 67 саженцев, 66 вязов украсили центральную аллею парка.

Стратегия борьбы с контрафактом

Стратегическая задача JTI в России — противодействие нелегальной торговле. Это также одно из направлений соглашения между компанией и правительством Ростовской области. В 2020 году регион был лидером среди городов-миллионников по доле нелегального табака. Власть и бизнес делают многое, чтобы противостоять росту нелегального оборота сигарет. «Донской табак» участвовал, участвует и будет участвовать в работе региональной комиссии по противодействию нелегальной торговле, которую возглавляет губернатор Василий Голубев. «Также мы отметили для себя возросшую в 2020 году активность правоохранительных органов, направленную на выявление и пресечение нелегального оборота табачной продукции в регионе. Были заведены уголовные дела, виновные могут получить реальные сроки. Такое усиление контроля за нелегальным оборотом сигарет, конечно же, радует»,— признает Валерий Митрофанов.

По его словам, борьба с серым рынком табака будет актуальной и в 2021 году. «С 1 января акцизы на табачные изделия будут на 20% выше, чем сейчас. Это приведет к росту цен на легальные сигареты и, поскольку доходы населения падают, подстегнет волну спроса на контрабанду и контрафакт, который в несколько раз дешевле легальных изделий из табака,— объясняет Валерий Митрофанов.— В этой связи крайне важно своевременно принять давно назревшие изменения в законодательстве, нацеленные на повышения эффективности борьбы в России с оборотом нелегального табака. Прежде всего это введение единой минимальной цены на табачную продукцию и ограничение на перемещение немаркированных сигарет для личного пользования».

По мнению гендиректора «Донского табака», сегодня во всех регионах России, в том числе и на Юге, крайне важна системная работа контрольно-надзорных и правоохранительных органов, направленная на пресечение контрабанды, трафика и реализации контрафактной табачной продукции. От такой работы выиграют все: власти, бизнес и население России.

Вся лента