«Успешный опыт концессии – компромисс интересов общества, власти и бизнеса»
Гендиректор «РВК-Воронеж» — о компромиссах, тарифах, инвестициях и новых активах
В этом году повышение тарифа на услуги ЖКУ стало одной из самых резонансных тем в Черноземье. Губернатор Воронежской области Александр Гусев раскритиковал инициативу установить с 2021 года максимальный индекс изменения размера платы граждан за ЖКУ в 6,8% по отношению к 2020 году, и он был утвержден в 4%. О том, как удалось найти компромисс, рассказал гендиректор ООО «РВК-Воронеж» Олег Николаенко.
— 4% повышения — это далеко не то, чего вам хотелось изначально. И на заседании общественного совета по вопросам водоснабжения и водоотведения вы честно признались, что это компромисс…
— Да, наш отраслевой общественный совет для этого и был создан. Чтобы существовала площадка для диалога и поиска оптимальных решений. Она объединяет представителей городской и областной дум, общественников, профильные ведомства, нас и управляющие компании. Присутствуют на заседаниях, как правило, губернатор или его заместитель Виталий Шабалатов. Мы выносим на обсуждение свои отчеты по выполнению инвестпрограммы, выходим с законодательными инициативами, решаем стратегические вопросы — по бесхозным сетям, развитию территорий. Два года назад с инициативой создания такого совещательного органа выступила группа компаний «Росводоканал».
И с того момента прошло уже 11 заседаний.
— И это реально работающий формат?
— С одной стороны, это дает возможность нам вносить свои предложения, если есть необходимость как-то скорректировать текущую деятельность, а с другой — это рабочий канал обратной связи от заинтересованных сторон. И мы опираемся на решения общественного совета в своей работе. Это не просто посидели, поговорили, разошлись. За примерами далеко ходить не надо. Последнее заседание и вопрос о тарифах: мы детально обсудили не только сам размер, но и то, какой будет результат, какие последствия, если динамика роста сохранится такая, как сейчас.
— А в итоге?
— В итоге решение губернатора для нас закон. Наше предложение было внутри этих 4% направить больше на водоотведение (по правому берегу 9,65 вместо 4%, по левому — 6 вместо 4%), чем на водоснабжение (0,9 вместо 4%). 4% — это цифра как среднее арифметическое. Наши финансисты перевели проценты в деньги, и получилось, что расходы семьи из трех человек вырастут примерно на 27 руб. в месяц на правом берегу и на 21 руб. — на левом. Вот на общественном совете это предложение обсудили, департамент госрегулирования тарифов Воронежской области подтвердил, что расчеты верны, депутаты поддержали. И в 2021 году мы имеем рост в 4%. Но ситуация сегодня такова, что из-за нарушения темпа роста тарифа инвестпрограмму необходимо будет продлевать. То есть мы выполним все, что обещали в полном объеме, но уже не в 2024-м, а, вероятнее всего, в 2026 году.
А поскольку реализация инвестпрограммы в срок — наша основная гарантия перед банками и в случае невыполнения они могут прекратить финансирование, то наш следующий шаг — прорабатывать вопросы кредитования в изменившихся условиях.
Ведь сейчас кредиты — это основной источник финансового наполнения инвестпрограммы.
— И какая финансовая структура — ваш сегодняшний источник?
— В этом году Райффайзенбанк стал координирующим уполномоченным ведущим организатором синдицированного кредита, соглашение о котором заключено сразу с пятью компаниями группы РВК, в том числе с «РВК-Воронеж». Альфа-Банк и Росбанк выступили уполномоченными ведущими организаторами, МИБ и ОТП Банк — ведущими организаторами. Мы смогли добиться снижения по эффективным ставкам, и у нас инвестпрограмма приросла за счет эффективности: была 4,3 млрд, а сейчас — 5,2 млрд руб.
— Куда намерены вкладывать?
— Действующая инвестпрограмма «2019–2024» на 70% нацелена на объекты водоотведения, в отличие от «2012–2018», в рамках которой мы были сосредоточены больше на водоснабжении. Сейчас надо заниматься стоками — реконструировать водоканализационную станцию на левом берегу, строить подземные коллекторы с Правобережных очистных сооружений. И в Воронеже есть еще такая проблема — исторически сложилось, что на левом берегу тариф на водоотведение выше, чем на правом. Из-за того что на левом берегу водоотведение осуществляет «РВК-Воронеж», а очистку — Левобережные очистные сооружения (ЛОС), тариф получается не единый: мы транспортируем стоки ЛОС и платим им за переработку. А на правом берегу мы тариф не делим. Таким образом, у нас единый тариф по водоснабжению и два тарифа по водоотведению. И пора уже свести тарифы левого и правого берегов в одну точку. Поэтому сейчас наша финансовая модель предполагает по правому берегу более активный рост тарифа, по левому — менее активный. И постепенно к 2024 году мы должны решить эту многолетнюю проблему.
— Есть ли в водопроводно-канализационном хозяйстве Воронежа объекты, которые вы хотите взять в концессию?
— Масса объектов из нашей сферы деятельности принадлежат застройщикам или являются бесхозными. Зачастую бесхозными становятся сети старых предприятий или канализационные насосные станции (КНС), брошенные управляющими компаниями. Их пытаются оформить в собственность муниципалитета, потом передать нам: ведь регулятор, когда смотрит тариф, засчитывает расходы только на надлежащим образом оформленные активы. По данным на 14 декабря, с 2012 года нам дополнительно передали около 70 км водопроводных сетей, 69,5 км канализационных сетей, 14 повысительных насосных станций (ПНС) по воде и одну КНС, все 1953-2015 годов постройки. Плюс есть второе концессионное соглашение по объектам, переданным в марте: 31 км водопровода, 58 км водоотведения, 31 ПНС и 15 КНС, 70–80% — в крайне неудовлетворительном состоянии, 1955–2018 годов постройки. Конечно, хорошо, когда все объекты водоснабжения и водоотведения в одних руках, но это возможно только в водоканале будущего, и будем надеяться, что не очень далекого.