Туристы держат отрасль на плаву

Высокий спрос на отдых в России помог избежать критического сокращения выручки и массовых банкротств туркомпаний

Более чем вдвое — так оценивают общее снижение продаж турпродуктов эксперты в области статистики и сами участники рынка. Одновременно турагенты и операторы называют ситуацию в Ростовской области «сравнительно неплохой». Среди факторов, которые стимулируют продажи турпакетов в регионе,— полетная программа «Платова», включающая зарубежные рейсы, близость к черноморским курортам и туристический кешбэк.

Лучше прогноза

По информации Ростовстата, объем услуг турагентств, операторов, прочих сервисов по бронированию и сопутствующих им услуг составил за десять месяцев с начала года 979,1 млн руб., снизившись на 60,6% к сопоставимому периоду 2019 года. Участники туррынка отмечают, что, погрузившись в самоизоляцию одновременно с другими регионами, на выходе из локдауна Ростовская область оказалась в более выгодных, чем у большинства из них, условиях. В августе «Платов» стал единственным на Юге и первым за пределами Москвы и Санкт-Петербурга российским аэропортом, возобновившим международные авиаперелеты. Его маршрутная сеть расширилась за счет вылетов в Стамбул и популярные у туристов турецкие курорты: Анталью, Даламан и Бодрум. Аэропорты Сочи, Краснодара и других городов в ЮФО и СКФО до сих пор обслуживают только внутренние рейсы. Исключение на Юге — авиаузел Грозного, возобновивший международное авиасообщение в октябре.

«За 11 месяцев 2020 года “Платов” обслужил 1 млн 933 тыс. пассажиров — на 32% меньше, чем за аналогичный период прошлого года,— уточнили в ответе на запрос издания в пресс-службе аэропорта.— На международных воздушных линиях обслужено 400 тыс. человек — 20,7% от общего числа».

Гендиректор сети туристических агентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян говорит, что туррынок региона поддерживает и его удачное расположение. «С одной стороны, мы получили право отправлять туристов за рубеж. С другой — находимся вблизи Черного моря. Как только летом появилась возможность, туристы, не раздумывая, поехали на побережье. Безусловно, мы фиксируем снижение продаж и уход с рынка части игроков. Но если в других регионах России закрывается до 30% турагентств, то у нас — 10–15%. Это лучше прогноза, который строился в начале пандемии».

Стать более внимательными к внутреннему рынку пришлось не только турагентам, но и крупным операторам, включая тех, кто специализировался на выездном туризме. «Мы не переориентировались на российский рынок, но сформировали новые продукты,— поясняет директор Pegas Touristik в Ростове-на-Дону и СКФО Илона Чиханацкая.— Компания, в частности, взяла в управление комплекс “АкваЛоо” и жесткие блоки мест в отелях Анапы и Крыма. Кроме того, у компании появился продукт для лыжников — туры в Шерегеш с вылетом из Москвы».

По прогнозу Алексана Мкртчяна, в денежном выражении продажи туров за рубеж по итогам года снизятся в Ростовской области примерно на 80%, увеличение продаж российских туров составит около 40%. «Количество путевок для отдыха в России вырастет чуть меньше: динамика продаж связана в том числе с существенным повышением цен отельерами. От конечной стоимости тура зависит наша комиссия»,— поясняет он, добавляя, что в пандемию норма прибыли агентов и маржа туроператоров осталась неизменной и составляет 7–10% и 1,5–3% соответственно.

Во втором полугодии туррынок Ростовской области, по признанию участников, поддержал и туристический кешбэк. Туристы, оплатившие путешествие по стране картой «Мир», могли вернуть до 20% стоимости тура (но не более 20 тыс. руб.) при соблюдении ряда условий. Покупка авиабилетов и бронирование отеля могли осуществляться как напрямую, так и через агентство.

Зима, какой не было

Почти из двух десятков стран, с которыми уже возобновила авиасообщение Россия, из Ростова можно напрямую улететь в четыре. В их числе Турция, Армения, Киргизия и Танзания (остров Занзибар). Примечательно, что из них лишь в африканском государстве эпидобстановка по COVID-19 полностью соответствует критериям Роспотребнадзора.

Чартерные рейсы на остров в Индийском океане, по данным пресс-службы «Платова», выполняют авиакомпании Azur Air и Royal Flight, раз в десять дней каждая. Билеты доступны в составе турпакетов. Стоимость путевки на двоих с размещением в отеле «три звезды» на базе завтраков — от 64 тыс. руб. Прямых рейсов на Занзибар из Ростова прежде не было. В нынешнем зимнем сезоне это единственное пляжное направление, доступное с прямым вылетом из «Платова».

По словам госпожи Чиханацкой, часть туристов также отправляется на Занзибар через Москву: это позволяет им выбрать отель из расширенной базы и иную продолжительность пребывания. Перелет со стыковкой в столице выбирают и те, кто отправляется на Кубу. «Туристов, которые летят на пляжный отдых через Москву, среди наших клиентов около 20%. Перелет до столицы и обратно мы зачастую “зашиваем” в турпакет»,— уточняет представитель туроператора.

Непривычно для ростовского рынка выглядит отсутствие привычных рейсов в ОАЭ, воздушное сообщение с которыми Россия возобновила еще в июле. Представители туркомпаний отчасти связывают это с полетной программой, запущенной Fly Dubai из Грозного. По информации на сайте авиакомпании, с 17 декабря вылеты выполняются дважды в неделю.

«Росавиация установила квоту на полеты в ОАЭ в туристических целях, и авиакомпании, которые готовы выполнять полеты из Ростова, пока не могут ими воспользоваться,— пояснили изданию на условиях анонимности источники в отрасли.— В ближайшем будущем все будет зависеть от того, увеличится ли квота».

Условный бонус пандемийного сезона для туристов — возросшее число перелетов в Стамбул. Turkish Airlines, выполняющая рейсы в аэропорт им. Сабихи Гекчен в азиатской части города, который многие используют как стыковочный узел, увеличила частоту еженедельных вылетов из Ростова до пяти. Кроме того, три вылета в неделю есть в расписании базового перевозчика аэропорта «Платов» — компании «Азимут». Дважды в неделю рейсы в Стамбул выполняет Nordwind. Две последние авиакомпании направляют самолеты в новый аэропорт в европейской части города, откуда ближе до главных достопримечательностей.

Говоря о перспективах, участники рынка сходятся в том, что полное его восстановление случится не раньше 2022 года, даже если пандемия вскоре завершится. «Во всем мире международные потоки снизились за год на 70%, мы вернулись к показателям начала 1990-х годов,— отмечает Илона Чиханацкая.— Поддержать продажи в России способно расширение ассортимента недорогих зарубежных туров: платежеспособный спрос падает, а потребность в отдыхе и желание путешествовать у людей остается»,— делится наблюдениями она.

Алексан Мкртчян полагает, что подспорьем для отрасли останется программа туристического кешбэка: правительство официально заявило о намерении возвращать его и в 2021 году. Эффективность меры, по его словам, будет сильно зависеть от того, станут ли власти стимулировать туристов к поездкам в межсезонье, когда продажи особенно сильно «проседают».

Елена Шепелева

Вся лента