Редкие выдались человеко-дни
Санатории растеряли отдыхающих
Уходящий год для санаторно-курортной отрасли ожидаемо заканчивается негативно. Общее время, проведенное гражданами в здравницах, снизится на треть, а совокупные доходы — минимум на 20%. Такие объекты пострадали больше всего из-за ставки на старшее поколение и дополнительных требований для гостей по профилактике COVID-19. Профильная ассоциация советует бизнесу готовиться к худшему, предупреждая, что привлечь инвесторов для стабилизации будет весьма непросто.
Объем рынка санаторно-курортных услуг по итогам 2020 года может сократиться на 33%, до 41 млн человеко-дней (число дней, которые туристы в этом году суммарно провели в здравницах). Иначе говоря, в этом году здравницы посетило 3,5–4 млн человек. Такие данные приводит Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья (АОТ) со ссылкой на расчеты BusinesStat.
В АОТ прогнозируют, что падение доходов здравниц в этом году составило 20% и более.
В 2019 году, по расчетам ассоциации, совокупный EBIT (прибыль до налогообложения и выплаты процентов по кредитам) отрасли оценивался в 2,8 млрд руб., это на 16% выше аналогичного за 2018 год.
В АОТ поясняют, что весомый вклад в текущий спад отрасли внес второй квартал 2020 года, когда загрузка санаторно-курортных учреждений была практически нулевой. Хотя курортный сезон формально начался в июне, большинство регионов открылись для туристов только к июлю. В августе за счет эффекта отложенного спроса, по расчетам АОТ, загрузка здравниц резко выросла: например, в Крыму она достигала 90%.
Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин отмечает, что загрузка санаториев упала сильнее, чем обычных отелей. В объектах, которые делают ставку именно на медицинские услуги для туристов, загрузка оказалась на 50% меньше, чем годом ранее.
Эксперт объясняет, что многие из них требуют справки об отсутствии COVID-19, что не нравится туристам. «Кроме того, здравницы работают с аудиторией старшего возраста, сократившей число поездок»,— поясняет он. Третьим фактором господин Ромашкин называет сравнительно высокую среднюю стоимость бронирования: для здравниц она составляет в среднем 52 тыс. руб., а отелей в Сочи и Крыму — 30 тыс. руб. Эксперт сомневается, что здравницам удастся восстановить бизнес в следующем году, указывая, что в выигрышном положении оказываются пляжные объекты, которые могут работать как отели.
В АОТ отмечают, что еще более сложным, чем этот год, для санаторно-курортной отрасли может стать первый квартал будущего года — это период традиционно низкого спроса на услуги здравниц. Аналитики поясняют, что в текущем году многим здравницам не удалось накопить дополнительных средств, которые обычно расходуются на текущую деятельность в низкий сезон и на проведение ремонтных работ. Медицинский директор АОТ Михаил Данилов считает, что определяющим фактором для здравниц в следующем году будет санитарная обстановка: если заболеваемость пойдет на спад, им удастся выйти на 80–90% от показателей 2019 года.
С учетом сложившихся реалий в своем исследовании АОТ советует санаториям сделать ставку на накопление резервов, оптимизацию персонала с сохранением наиболее ценных медицинских кадров, планировать возможный секвестр расходов, вырабатывать механизм быстрой консервации объектов и определять каналы привлечение кредитов.
Но сами здравницы пока рассуждают позитивней. Управляющий акционер «Лаго-Наки» Татьяна Мамонтова отмечает, что ее здравнице, скорее всего, не придется сокращать персонал: объект сконцентрировался на лечебных программах, спрос на которые остался высоким. Гендиректор санатория «Заполярье» Сергей Меренков поясняет, что объект с нового года выводит часть функций (кадровое делопроизводство, бухгалтерская отчетность, IT-сопровождение) на аутсорсинг.
Найти средства здравницам сейчас не так просто. Директор департамента консалтинга KPMG в России и СНГ Ксения Суркова говорит, что сейчас на инвестиционную привлекательность санаторно-курортной отрасли негативно влияет общая неопределенность на рынке. Партнер «НЭО Центра» Алексей Волостнов констатирует, что срок возврата инвестиций в этот бизнес растет, связывая тренд с неблагоприятной экономической обстановкой.