Пандемия ускорила развитие цифровых технологий в транспортной логистике
Эксперты считают, что внедрение новых IT-решений, меняющих характер логистических процессов и архитектуру цепочек, не только повышает производительность, качество и безопасность транспортных услуг, но и экономически оправданно.
Введение ограничительных мер в первой половине 2020 года отрицательно сказалось на итоговых показателях транспортно-логистического комплекса: по данным Росстата, за десять месяцев пандемии перевозки грузов автотранспортом упали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,2%. Однако основное падение было зафиксировано в первые месяцы пандемии. Вторая волна эпидемии не только не привела к отрицательной динамике, но и в ряде сегментов показала рост.
Помимо таких объективных факторов, как перенаправление транспортных потоков в сторону наземного транспорта и сезонное увеличение объема заказов, хорошие результаты дало внедрение цифровых сервисов, способствующих оптимизации маршрутов и ускорению доставки.
Оптимизировать процессы
О необходимости диджитализации сферы транспортной логистики говорят уже давно: по оценке вице-премьера, председателя правительственной комиссии по цифровой экономике Максима Акимова, цифровизация транспортной отрасли может повысить ее эффективность на 35%. Однако до пандемии внедрение цифрового формата в отрасль шло очень медленно.
Падение рынка во время эпидемии заставило многие компании пересмотреть свое отношение к цифровизации: согласно опросу Pitchbook Data*, в настоящий момент 86% руководителей в области логистики рассматривают информационные технологии как лучший способ сокращения расходов компаний. По мнению экспертов компании COREX Logistics, в 2020 году в отрасли началась настоящая IT-революция. Ключевые игроки рынка стали осваивать и вводить в свой бизнес такие технологии, как система управления складом WMS, управление автопарком TMS, онлайн-сервисы для клиентов и т. п.
Наметился также тренд на интеграцию программных решений в сервисы логистических операторов. Например, ГК «Деловые Линии» совместно с разработчиками «1С» и BIA Technologies запустили новый сервис, который позволяет автоматизировать процесс оформления заказа на доставку груза и полностью исключить ошибки в заполнении данных для его отправки. Новый функционал встроен в сервис «1С: Доставка» и доступен всем пользователям комплекса «1С: Бизнес-сеть». Как рассказали в пресс-службе логистического оператора, сервис значительно «упрощает жизнь» клиентам. Им уже не нужно, как раньше, работать параллельно и в учетной системе компании, куда поступает заказ и ведется информация по нему, и на сайте в личном кабинете перевозчика, где заполняется бланк заявки на перевозку.
По мнению руководителя группы практики автоматизации торговли фирмы «1С» Валерии Молокановой, интеграция с «Деловыми Линиями» позволяет бизнесу уменьшить объем рутинных операций, сократить затраты на логистику и оперативнее обслуживать клиентов. Так, по подсчетам экспертов торгово-промышленной компании «Моушн Продактс», время оформления бланка заявки в среднем сократилось на 20–30%. Кроме того, отсутствие необходимости в двойном вводе информации свело к минимуму возможность возникновения ошибок.
Разработчики нового сервиса рассказали, что работа над проектом будет продолжена, а перечень опций расширен. В перспективе в новый функционал будет добавлена возможность анализа всех заказов, в том числе уже полученных клиентом, введена опция сохранения и распечатки списка, станет доступна услуга формирования одного документа заявки на доставку по нескольким документам-основаниям и т. д.
Вышли за рамки
Эксперты считают, что цифровые проекты, реализованные лидерами отрасли, создадут некий «инфраструктурный ландшафт», с помощью которого остальным игрокам будет проще присоединиться к процессу цифровой трансформации в сфере логистики. Например, небольшие перевозчики, которые хотят оставаться «в рынке», но не имеют необходимых ресурсов для цифровизации, вполне могут подключаться к платформам-агрегаторам, уже апробированным крупными компаниями.
Игроки рынка также отмечают, что в выигрышном положении окажутся те компании-разработчики, которые предложат рынку IT-продукты с несложным процессом интеграции. Например, подключение к новому сервису доставки на платформе «1С: Бизнес-сеть» не потребовало дополнительного вмешательства разработчиков. «Функционал встроен в конфигурацию „1С:Управление торговлей 11”, на которой мы работаем, поэтому самостоятельно настроить функции, обучить персонал и запустить автоматическое заполнение бланка заказа из системы „1С” для нас не составило труда», — рассказали в «Моушн Продактс».
Сегодня цифровая трансформация отрасли выходит за рамки частных интересов логистических компаний и становится предметом диалога между бизнесом и государственными органами. В частности, в 2023 году в рамках создания цифровой платформы транспортного комплекса России (ЦПТК) должен начаться процесс интеграции существующих в стране цифровых транспортных платформ, а также намечен запуск ЦПТК в опытную эксплуатацию.
18+
* Данные Pitchbook