«К обоснованным и законным действиям добавлена приставка "не"»
Начали судить экс-полицейских, подбросивших наркотики журналисту Ивану Голунову
В Мосгорсуде началось слушание дела пяти бывших полицейских, организовавших незаконное преследование журналиста «Медузы» Ивана Голунова. Для этого стражи порядка вначале сфальсифицировали сообщение агента из СИЗО №3 «Пресня» о том, что некий Иван-наркоман торгует наркотиками по ночным клубам, а затем вычислили его и задержали, подбросив запрещенные вещества как самому журналисту, так и к нему домой. Довести дело самого господина Голунова до суда оперативникам не удалось из-за того, что его поддержали многие ведущие СМИ, политики и правозащитники. В мотив о том, что уголовное преследование журналиста было организовано полицейскими для улучшения показателей их работы, верят немногие.
«Статьи мне понятны, но в чем обвиняют — нет»,— сказал предполагаемый организатор дела журналиста Игорь Ляховец
Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ
Слушание уголовного дела в отношении бывшего начальника отдела наркоконтроля УМВД по Западному округу Москвы Игоря Ляховца и его подчиненных: Романа Феофанова, Акбара Сергалиева, Максима Уметбаева и Дениса Коновалова началось лишь с третьей попытки. На первом заседании, в середине декабря, выяснилось, что представлявший интересы подсудимого Ляховца адвокат Алексей Коврижкин лишен своего статуса. Из-за этого председательствующий Сергей Груздев был вынужден отложить разбирательство на несколько дней, чтобы Игорь Ляховец подыскал нового защитника. Но на втором заседании тот неожиданно заявил, что намерен защищать себя сам и другие помощники ему не нужны. «У меня два высших образования, и думаю, что вполне справлюсь»,— заявил подсудимый. Тогда судья вновь отложил слушание дела, напомнив подсудимому, что отсутствие у того адвоката может быть расценено как нарушение права на защиту. Но когда стороны вновь собрались в зале заседаний 24 декабря, выяснилось, что подсудимый Ляховец по-прежнему упорствует, отказываясь от защитника. «Ну коли так, я, как и обещал, назначил вам адвоката Шамиля Фейзрахманова, который будет представлять ваши интересы,— объявил председательствующий.— Надеюсь, вы сработаетесь». Но Игоря Ляховца это не остудило, и он заявил ходатайство о введении в качестве дополнительного защитника своей жены Марины.
«Она хорошо знает, в чем меня обвиняют, и готова представить дополнительные доказательства моей невиновности,— заявил подсудимый,— например, выписки из интернета».
Но в ходе последующего обсуждения выяснилось, что супруга Игоря Ляховца не только не имеет адвокатского статуса, но и высшего юридического образования. Впрочем, Игорь Ляховец продолжал настаивать на кандидатуре супруги. «Я люблю ее и очень доверяю,— говорил подсудимый,— и уверен, что она справится». Тут уже не выдержал судья.
«Это, конечно, хорошо, что вы любите, но мы выбираем вам не жену, а защитника!» — заявил председательствующий и отказал в ходатайстве Игорю Ляховцу.
Из оглашенного прокурором Татьяной Пашинцевой обвинительного заключения следовало, что инициатором провокации в отношении Ивана Голунова выступал Игорь Ляховец, который пошел на это, как установил СКР, «с целью улучшения показателей борьбы с правонарушениями», что в дальнейшем должно было способствовать его «продвижению по службе и получению им наград». Для этого он в начале 2019 года вступил в сговор с подчиненными Романом Феофановым, Максимом Уметбаевым, Акбаром Сергалиевым и Денисом Коноваловым. А в марте того же года господин Ляховец обратился к старшему оперативнику ФСИН московского СИЗО №3 Владимиру Матвееву и, введя его в заблуждение, получил основание начать разработку Ивана Голунова.
Для материалов оперативного учета использовалось якобы поступившее из СИЗО сообщение агента о некоем Иване, который сам употребляет наркотики и распространяет их в ночных клубах.
Затем оперативники после якобы долгой разработки выяснили домашний адрес журналиста и организовали за ним слежку. Одновременно с этим полицейские в неустановленном месте и в неустановленное время приобрели кокаин и альфа-PVP (производное N-метилэфедрона), после чего расфасовали их в отдельные пакетики. Когда все было готово, 6 июня 2019 года они задержали Ивана Голунова, надели на него наручники и усадили его в свою служебную машину. Подбросив там в рюкзак журналиста несколько пакетиков с наркотиками, они доставили его в отделение, где в ходе личного досмотра их и изъяли.
Продержав Ивана Голунова несколько часов, оперативники отправились вместе с ним в квартиру, где подбросили еще пять пакетиков с метилэфедроном на крышку шкафа. А затем нашли их и еще электронные весы, что стало поводом для обвинения журналиста в совершении тяжкого преступления.
При этом, отметила прокурор, подсудимые не дали Ивану Голунову, как положено по закону, сделать один звонок родственникам либо адвокату. Все эти действия, заявила прокурор, и послужили основанием для обвинения оперативников в превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), фальсификации результатов оперативно-разыскной деятельности (ст. 303 УК РФ) и незаконном обороте наркотиков (ст. 228 УК РФ). Однако так и осталось неясным, почему улучшить показатели своей работы полицейские решили только на деле одного Ивана Голунова и больше от их действий никто не пострадал.
Когда прокурор закончила выступление, председательствующий спросил подсудимых, понятно ли им обвинение.
«Статьи мне понятны, но в чем обвиняют — нет,— ответил первым Игорь Ляховец.— Какое-то нагромождение вырванных из контекста фраз, которые не могут быть основанием для обвинения нас в преступлении. Вижу, что к обоснованным и законным действиям сотрудников полиции здесь просто добавлена приставка "не"». При этом господин Ляховец отметил, что единственным доказательством по делу являются признания его бывшего сослуживца Дениса Коновалова, который находился в суде не под стражей. Тот в свою очередь заявил судье, что признает вину и понимает, что ему и другим полицейским инкриминируется. Частично признал вину и Акбар Сергалиев, подтвердивший, что занимался разработкой журналиста. Но при этом он категорически отверг свое участие в преступной группе.
«Я проходил службу в наркоконтроле, а не в преступной группе,— негодуя, заявил подсудимый,— а у Голунова (в квартире.— “Ъ”) вообще выполнял свои служебные обязанности».
В свою очередь Роман Феофанов и Максим Уметбаев заявили, что не чувствуют за собой вины.
Затем стороны стали обсуждать порядок исследования доказательств, и судья предложил допросить присутствовавшего в зале Ивана Голунова. Но часть обвиняемых выступила против, заявив, что вначале надо разобраться с уликами, чтобы, допрашивая потерпевшего, можно было ссылаться на них. Председательствующий не стал спорить и, предложив сторонам подготовиться к этой процедуре, объявил перерыв до 12 января.
Фотогалерея
Силовики в деле Ивана Голунова
Олег Баранов, начальник ГУ МВД России по г. Москве
По просьбе мэра Москвы Сергея Собянина после заявлений о нарушении прав журналиста взял расследование дела под личный контроль
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
Юрий Девяткин, начальник управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД по г. Москве, генерал-майор
13 июня 2019 года был уволен из полиции. Ранее об отправке его в отставку ходатайствовал перед
президентом РФ глава МВД Владимир Колокольцев
Фото: ГУ МВД России по г. Москве
Андрей Пучков, начальник УВД по ЗАО ГУ МВД г. Москвы, генерал-майор
13 июня был уволен из полиции. Об отправке его в отставку ходатайствовал перед президентом РФ глава МВД Владимир Колокольцев. Ранее 30 мая, за неделю до ареста Ивана Голунова генерал-майор Пучков обратился в Мосгорсуд с просьбой разрешить обследовать жилье журналиста (данные материалов, предоставленных в суд)
Фото: Сайт управы района Внуково
Юрий Титов, начальник пресс-службы ГУ МВД России по Москве, полковник внутренней службы
Подразделение Юрия Титова опубликовало фотографии лаборатории по производству наркотиков, якобы сделанные в квартире журналиста, и настаивало на их подлинности. Однако после того как знакомые господина Голунова опровергли это утверждение, в полиции признали, что восемь из девяти снимков сделаны не в квартире журналиста. В ноябре полковник был уволен
Фото: МВД России
Андрей Щиров, начальник подразделения по контролю за оборотом наркотиков УВД по ЗАО ГУ МВД России по Москве, полковник
29 января 2020 года был задержан в рамках расследования уголовного дела, возбужденного изначально по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий). Затем его статус был изменен на свидетеля
Фото: Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
Игорь Ляховец, бывший заместитель начальника отдела по контролю за оборотом наркотиков УМВД по ЗАО Москвы
9 июня в интервью в сюжете телеканала «Россия 24», не показывая лица, рассказал, что Иван Голунов попал в разработку полицейских еще в начале марта. Он пообещал предоставить доказательство того, что журналист «распространял наркотики в ночных клубах». Имя сотрудника полиции в сюжете не называлось. 29 января 2020 года задержан в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий). На следующий день Басманный суд Москвы арестовал его на два месяца. Сообщалось, что арестованный ранее обвинялся в подбрасывании наркотиков коллеге в Краснодаре. В мае 2021 года был приговорен к 12 годам колонии общего режима за незаконное задержание и фальсификацию доказательств против журналиста. В марте 2022 года суд смягчил наказание до 11,5 лет
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Денис Коновалов, старший оперуполномоченный отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД по ЗАО Москвы
Во время показаний в УВД рассказал, что сотрудники полиции якобы знали, что журналист употребляет и распространяет наркотики. Также по его словам, Иван Голунов «оборудовал свое жилище с целью сбыта наркотических веществ». В 2018 году был награжден дипломом УВД ЗАО Москвы как «лучший сотрудник отдела по контролю за оборотом наркотиков». 29 января 2020 года был задержан, а на следующий день Басманный суд Москвы арестовал его на два месяца по делу о подбросе наркотиков. Признал вину, заявив, что подбросил наркотики Голунову по указанию своего начальника Игоря Ляховца. В мае 2021 года Мосгорсуд назначил ему наказание в виде пяти лет колонии общего режима. В марте 2022 года суд смягчил наказание до 4,5 лет
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров
Роман Феофанов (на фото слева) и Дмитрий Кожанов, оперуполномоченные отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД по ЗАО Москвы
Участвовали в задержании журналиста и осмотре его квартиры. В разговоре со следователем в полиции, в частности, Роман Феофанов, рассказал, что надел на задержанного наручники, так как тот «вел себя неадекватно». 29 января 2020 года полицейский был задержан, а 30 января Басманный суд Москвы арестовал его на два месяца по делу о подбросе наркотиков. В мае 2021 года был приговорен к 8 годам колонии общего режима, в марте 2022 года суд смягчил наказание до 7,5 лет
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Максим Уметбаев, оперуполномоченный
По словам журналиста Ивана Голунова, после задержания по обвинению в сбыте наркотиков полицейский нанес ему два удара кулаком в висок. В 2015-м занял второе место на конкурсе «Лучший полицейский Москвы». Был уволен. 30 января 2020 года Басманный суд Москвы арестовал его на два месяца по делу о подбросе наркотиков. В мае 2021 года был приговорен к 8 годам колонии общего режима, в марте 2022 года суд смягчил наказание до 7,5 лет
Фото: Коммерсантъ / Игорь Иванко
Акбар Сергалиев, лейтенант полиции
Был одним из оперативников, проводивших задержание журналиста и осмотр его квартиры. Утверждал, что Иван Голунов «по внешним признакам находился в состоянии наркотического опьянения». Также, по его словам, корреспондент якобы отказался сдавать смывы с рук и срезы с ногтей, а «какого-либо морального или физического давления на гражданина Голунова не оказывалось». Эти заявления противоречили показаниям журналиста. В ноябре 2019 года стало известно, что полицейский возглавил депарамент в службе безопасности сети магазинов «Красное & белое». 30 января 2020 года Басманный суд Москвы арестовал его на два месяца. В мае 2021 года был приговорен к 8 годам колонии общего режима, в марте 2022 года суд смягчил наказание до 7 лет и 3 месяцев
Фото: Коммерсантъ / Игорь Иванко
Дмитрий Бокарев (на фото) и Сергей Кузнецов, понятые
При разговоре со следователем в УВД заявили, что полицейские, встретив их на улице, пригласили в качестве понятых. В интервью телеканалу «Дождь» Дмитрий Бокарев признал, что учился в одном вузе с оперативником Акбаром Сергалиевым, но утверждает, что не был с ним знаком
Фото: Дмитрий Бокарев / Facebook
Игорь Лопатин, следователь 1-го отдела следственной части УВД по ЗАО ГУ МВД по Москве
7 июня позвонил журналистке Русской службы ВВС Светлане Рейтер и сообщил ей, что Иван Голунов задержан при покушении на сбыт наркотика, и предложил найти ему адвоката. 8 июня на заседании Никулинского райсуда Москвы настаивал на аресте, так как, по его словам, у обвиняемого есть загранпаспорт, и он может скрыться
Фото: кадр из видео Россия24
Д. А. Гуськов, прокурор
Поддержал ходатайство следствия о необходимости ареста журналиста
Илья Телешов, капитан полиции
8 июня, по словам главы международной правозащитной группы «Агора» Павела Чикова, неизвестный капитан не разрешал адвокатам поговорить с Иваном Голуновым в больнице. Позже читатели Telegram-канала опознали в нем сотрудника полиции Илью Телешова
Фото: кадр из видео