Риски банкротств пошли в гору
Мониторинг деловой среды
Почти треть российских предприятий на конец 2020 года оказалась подвержена риску банкротства, при этом десятая часть компаний оценивает этот риск как высокий и планирует прекратить деятельность в ближайшие месяцы, следует из мониторинга бизнес-климата ЦСР. По данным экспертов, доля подверженных риску банкротства предприятий увеличилась в среднем на 8 п. п. по сравнению с сентябрьским замером. Риски массовых банкротств после окончания моратория на банкротства 7 января также сохраняются: 39% кредиторов готовы инициировать банкротства контрагентов, а 25% компаний допускают собственную несостоятельность.
Расширение пула потенциальных банкротов объясняется высоким уровнем задолженности бизнеса: так, более трети компаний сообщили о ее наличии и почти 10% ожидает появления проблем в будущем. В отраслевом разрезе наибольшая доля должников зафиксирована в пострадавших секторах — услуг и торговли, транспортировки и строительства; ожидают возникновения задолженности компании сектора легкой промышленности и энергетики (см. график). Сейчас половина компаний отмечает наличие контрагентов-должников, что может вызвать возникновение цепочек банкротств. В основном о наличии неплатежеспособных должников сообщили компании тяжелой и легкой промышленности, транспортировки, меньше всего — предприятия в сфере услуг и торговли, которые сами чаще являются должниками.
Около 40% компаний в промышленности и энергетике уже устранили задолженность, чему способствовало восстановление экономической активности после снятия локдаунов. Впрочем, по данным ЦСР, мораторием на банкротство в этих секторах воспользовалось около половины компаний — против 23% по данным опроса в среднем.
Предприятия положительно оценивают меру поддержки: 67% использовавших ее компаний она помогла договориться с кредиторами о реструктуризации долга, еще 16% — «выиграть время». Впрочем, эксперты отмечают неоднозначность моратория для бизнеса, поскольку он защищает должника, но ухудшает положение кредитора. «Мера становится гаванью для должников, при которой они теряют стимулы оптимизировать и санировать предприятие, а для недобросовестных создает возможность злоупотреблений и вывода активов»,— отмечает вице-президент ЦСР Екатерина Папченкова.