Портам защитили капиталы
Минэкономики начало заключать соглашения с участниками рынка
Морской порт в бухте Троицы (Приморский край) и «Новотранс» подписали соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) с Минэкономики. Механизм СЗПК создан для обеспечения стабильности инвестиций, сейчас идет кампания по заключению первых подобных соглашений. По итогам реализации обоих проектов общей стоимостью более 62 млрд руб. должна быть создана портовая инфраструктура для перевалки зерна, руды, угля и других грузов.
Морской порт в бухте Троицы и Минэкономразвития подписали соглашение о защите и поощрении капиталовложений по проекту создания экспортного зернового коридора, говорится в пресс-релизе ведомства.
В апреле президент Владимир Путин подписал закон о защите и поощрении капиталовложений.
Компания, заключившая СЗПК, получает гарантии неизменности условий ведения бизнеса на длительный период в зависимости от отрасли и объема инвестиций.
Также механизм предполагает возмещение затрат инвесторов на инфраструктуру. Поправки, которые расширят круг потенциальных инвесторов и доступных льгот, как ожидается, будут внесены в Госдуму в начале 2021 года (см. “Ъ” от 7 декабря).
Как следует из сообщения министерства, запуск мультимодального транспортного коридора «Восточные зерновые ворота» в Приморском крае общим объемом инвестиций 16,8 млрд руб. с зерновым терминалом мощностью порядка 10 млн тонн создаст возможность для значительного увеличения производства зерна на Дальнем Востоке и в Сибири, а также позволит организовать глубоководную отгрузку зерна и масличных культур на азиатские рынки.
Морской порт в бухте Троицы считается одним из ключевых проектов международного транспортного коридора «Приморье-2». Создание зернового терминала обсуждается не первый год. Изначально его планировала реализовывать группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, но осенью стало известно, что его развитием может заняться УГМК Искандара Махмудова, Андрея Козицына и Андрея Бокарева (см. “Ъ” от 7 сентября). Тогда инвестиции в проект оценивались собеседниками в 8 млрд руб.
В октябре на заседании президиума рабочей группы по содействию реализации новых инвестиционных проектов под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова проект представлял господин Бокарев. Речь идет о создании зернового коридора для экспорта продукции из Сибири на базе Морского порта в бухте Троицы, передавал «Интерфакс». На первом этапе планировалось строительство зернового терминала в бухте, на втором — создание специализированного оператора с 3,5 тыс. вагонов-хопперов, а на третьем — строительство элеваторов, находящихся в пунктах формирования груза для отправки в порт.
Первая очередь терминала на 600 тыс. тонн была запущена в конце января. Господин Бокарев уточнял, что ведутся предпроектные работы по расширению перевалки до 5 млн тонн. По его словам, планируется, что проектируемый терминал сможет принимать суда типа Panamax грузовместимостью около 70 тыс. тонн. Преимуществом инвестпроекта является то, что он реализуется на территории действующего терминала в бухте Троицы, «что позволит быстрее закончить проект и сэкономить временные и материальные затраты», заключал бизнесмен.
Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, рассказывал, что проект рассчитан в первую очередь на поставки из Восточной Сибири и Дальнего Востока в направлении КНР, Японии и Южной Кореи.
Также собеседники говорили, что, по оценкам инвесторов, к 2024 году профицит зерна, доступного к вывозу на экспорт, в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, а также в Курганской, Оренбургской и Тюменской областях вырастет почти вдвое, до 12,4 млн тонн.
Помимо Морского порта в бухте Троицы СЗПК с Минэкономики заключил «Новотранс». Компания планирует инвестировать 46,5 млрд руб. в строительство терминала для перевалки руды, угля, зерновых, пищевых и других грузов в морском порту Усть-Луга. Общий объем перевалки на терминале составит 24,3 млн тонн в год. Ввод объекта в эксплуатацию намечен на конец 2024 года.