Перебои с деньгоснабжением
Крымскую программу продлят до 2025 года
Минэкономики предлагает обновить федеральную целевую программу (ФЦП) развития Крыма. Она может быть продлена на год, до 2025 года, с увеличением финансирования из федерального бюджета на 123 млрд руб.— до 600 млрд руб. Рост расходов произойдет в основном в последний год реализации ФЦП. В наступающем же году ее финансирование, напротив, будет сокращено — 24 млрд руб. Эти деньги, как ожидается, не получится освоить в рамках программных мероприятий, и поэтому они будут направлены на первоочередные нужды, указанные в поручениях президента и правительства.
Минэкономики подготовило проект постановления правительства, который предусматривает продление действия ФЦП развития Крыма еще на год — до 2025-го. Напомним, что программа нацелена на модернизацию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры (среди крупнейших проектов — строительство трассы «Таврида») и что срок ее действия продлевается уже не в первый раз (изначально она была рассчитана до 2020 года).
Вопрос о новой пролонгации возник на фоне обострения проблем с водой в Крыму. Ранее был принят план по обеспечению водоснабжения полуострова сроком до 2024 года и стоимостью в 48 млрд руб. Часть мероприятий — на 16 млрд руб. уже финансируется из резервного фонда правительства или из средств ФЦП. Остальные меры, оцениваемые в 32 млрд руб., планируется включить в программу за счет перераспределения финансирования с других объектов.
Как следует из проекта постановления, новый объем финансирования всей ФЦП из федерального бюджета в 2021–2025 годах — почти 600 млрд руб.
Это на 123 млрд руб. больше, чем в действующей версии. Замглавы Минэкономики Сергей Назаров пояснил, что это связано с включением в ФЦП новых мероприятий — в частности, по обеспечению водоснабжения (включая строительство двух опреснительных комплексов), по снижению потерь воды в сетях (в Крыму они достигают 80% при средних по стране 20–30%), а также по разведке дополнительных скважин подземных вод. Кроме того, запланировано расширение автомобильных съездов с трассы «Таврида» и развитие инфраструктуры Крымской железной дороги.
Отметим, что фактическую прибавку финансирования получат только меры на 2025 год — из бюджета планируется направить 150 млрд руб., из которых 136 млрд руб. должны быть дополнительно выделены в рамках поручений правительства. Остальное увеличение финансирования обеспечивается перераспределением средств, предусмотренных на 2021–2024 годы.
В ближайшие же два года программу, напротив, ждет сокращение ассигнований. Наиболее значительное — уже в 2021 году.
Федеральное финансирование будет урезано на 24 млрд руб., эти деньги планируется направить на первоочередные мероприятия в рамках поручений президента и правительства (речь идет, в частности, об обеспечении водой, о дорогах и ремонте домов). Такое перераспределение, как отмечается в пояснительной записке, возможно за счет высвобождения средств в связи с «рисками их неосвоения» — связанного, как поясняет Сергей Назаров, с возможными корректировками проектов в ходе строительства и с затягиванием сроков подрядчиками.
Напомним, что к крымской ФЦП не раз высказывались претензии по части затягивания освоения средств — правительство или Счетная палата обращают на это внимание из года в год. В 2019 году кассовое исполнение программы составило 72% от плана, в 2018-м — 89%. В этом году и крымские власти, и Минэкономики ожидают, что этот показатель составит не менее 95% — возможное улучшение в ведомстве связывают, в частности, с упрощением механизма перераспределения федеральных средств между объектами в рамках ФЦП, а также установлением в Крыму до конца 2022 года упрощенного порядка определения подрядчиков.