Андроиды устроились на работу в МФЦ
Каковы перспективы распространения подобных технологий
Роботы-консультанты начали работать в одном из центров госуслуг в столице. Человекоподобных механических помощников установили во флагманском офисе «Мои документы» Восточного административного округа, в торговом центре «Щелковский». Получат ли такие устройства массовое распространение? Об этом — в материале Андрея Загорского.
Роботов-сотрудников не просто так назвали Алекс и Даша: они антропоморфные, то есть человекоподобные. Один из них имеет внешность мужчины, другой — женщины. Это первые в России роботы-коллеги, они способны взаимодействовать друг с другом. Алекс и Даша умеют двигать глазами, бровями, губами и вообще воспроизводить свыше 600 вариантов микромимики человека. Благодаря системе распознавания лиц они могут идентифицировать посетителя, пришедшего к ним второй раз, и вежливо его поприветствуют.
Присутствие роботов-консультантов в МФЦ — это эксперимент. Пока они могут только отвечать на самые часто задаваемые вопросы, объясняют, какие необходимы документы для получения той или иной услуги, помогают зарегистрироваться на портале mos.ru, а также рассказывают о некоторых проектах центров госуслуг. Однако уже в следующем году список вопросов, на которые они смогут отвечать, будет расширен.
Ваш браузер не поддерживает видео
Внедрение роботов-андроидов в повседневную жизнь подходит к той фазе, когда люди перестают воспринимать их как нечто необычное, полагает технический директор центра цифрового моделирования компании «Русатом Энерго Интернешнл» Петр Манин: «Из преимуществ такого рода человекообразных роботов можно отметить то, что у человека больше интерес общаться с ними, чем с компьютером. Что касается эффективности и необходимости, я думаю, что, конечно, это сейчас некое тестирование. На самом деле, компания, которая представила этих роботов, давно работает, многие ее знают в этой нише, и я могу сказать, что это далеко не начальный период их работы. В принципе на горизонте ближайших трех-пяти лет все больше и больше заведений социального характера будут ими пользоваться, и в какой-то момент они начнут уже в полной мере заменять людей».
Разумеется, сложные вопросы, связанные с теми же госуслугами, андроиды вряд ли научатся решать в ближайшее время. Что же касается особенностей общения с роботами-консультантами, то человеческого тепла и сочувствия посетитель от них, разумеется, не дождется. Но и хамить андроиды не обучены. Что касается робототехники вообще, то она в России, похоже, пошла своим путем, не таким, как на Западе. Там в приоритете в основном промышленные машины, а российские роботы создаются для решения менее масштабных задач, отмечает независимый эксперт Ольга Рубцова:
«Не зря за нашими специалистами охотятся крупнейшие производители и роботов, и совершенно любых компьютерных интеллектуальных систем. Другой вопрос, что у нас все, что связано с роботизацией и вообще с производством роботов, идет в тех сферах, где пока это не является необходимостью, что ли. Соответственно, сложно говорить о том, что это какой-то масштабный бизнес-проект.
Но я думаю, что потенциал очень большой, и если к этой теме подтянутся крупные предприятия, особенно промышленные, действительно, роботизация очень востребована, то Россия вполне может выйти в лидеры».
Кстати, Алекс и Даша — не первые андроиды, которых тестируют в центрах госуслуг. Еще раньше летом в пермском МФЦ появилась девушка-робот по имени Анна. Шатенка в очках выдает справки об отсутствии судимости и наказания за наркотики. Судя по откликам в соцсетях, некоторым москвичам вид Алекса и Даши показался несколько пугающим, в основном из-за землистого цвета искусственной кожи. Но это, наверное, не так страшно. Уж что-что, а внешность для робота — дело наживное.