Не уверен — не выпускай
ГИБДД усиливает контроль за качеством подготовки в автошколах
ГИБДД будет оценивать работу автошкол, публикуя данные о не сдавших экзамены студентах и авариях, произошедших по вине уже отучившихся выпускников. Сведения, скорее всего, будут использовать для внеплановых проверок образовательных организаций. Установить связь между причиной ДТП и качеством обучения «очень сложно», говорят эксперты, раскритиковавшие документ.
ГИБДД разместила на regulation.gov.ru проект постановления правительства о «показателях результатов деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих программы профессионального обучения». Документ обяжет подразделения Госавтоинспекции публиковать в открытом доступе ежеквартальный отчет о доле выпускников автошкол, сдавших экзамены с первой попытки или не сдавших вообще (отдельно по теории и практике), а также число погибших и пострадавших в ДТП по вине выпускников, уже получивших права. Речь идет о начинающих водителях со стажем менее двух лет.
По данным ГИБДД, за 11 месяцев 2020 года в России произошло более 7,9 тыс. ДТП (–11,9% к прошлому году) по вине водителей со стажем менее двух лет, в которых погибло 693 человека (–6,7%).
Отчеты о результатах работы конкретных автошкол региональные УГИБДД публикуют и сегодня, но это происходит довольно несистемно и нерегулярно. Новое постановление нужно для «повышения контроля за деятельностью образовательных организаций», поясняют в МВД.
Данные, предполагают в полиции, будут использовать «лицензирующие органы» при проведении проверок. Напомним, что лицензию автошколе выдают региональные департаменты или министерства образования.
Речь, по сведениям “Ъ”, пойдет о внеплановых проверках автошкол, чьи выпускники плохо сдают экзамены или часто попадают в аварии.
В Рособрнадзоре в пятницу “Ъ” разъяснений не дали.
Публикуемые данные могут быть полезны для учеников при подборе автошкол, считает глава Ассоциации автошкол Санкт-Петербурга и Ленинградской области Александр Сальников, школы с хорошими показателями смогут использовать это в рекламных целях. При этом, отмечает он, если результат теоретического теста определяет компьютер, то результат практического экзамена зависит от субъективной оценки экзаменатора, а не только от уровня подготовки в школе.
«Нелишним будет отслеживать и результат работы самих экзаменаторов,— считает господин Сальников.— Почему один пропускает даже самых неподготовленных, а у другого никто с первого раза сдать не может?»
Ни один из предлагаемых критериев не является объективным, считает президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. Сегодня, говорит она, чтобы преодолеть экзамен по теории, кандидату в водители приходится зазубривать вопросы, зачастую не относящиеся к задачам, которые ему предстоит выполнять: например, водитель трамвая учит правила посадки пассажиров с обочины в автомобиль, а водитель мопеда должен знать остаточную высоту протектора шин на легковой машине. У ГИБДД просто нет билетов для всех категорий и подкатегорий транспортных средств, говорит эксперт. Установить же связь между причиной ДТП и качеством подготовки в автошколе очень сложно, добавила Татьяна Шутылева: «Большая часть нарушений, приводящих к авариям с тяжелыми последствиями, совершается сознательно. Человек прекрасно понимает, что нельзя превышать скорость, его этому учили, но все равно превышает». Контролирующим органам, считает Татьяна Шутылева, надо выстроить работу так, чтобы недобросовестные организации, не способные качественно обучить, не попадали на рынок.