Агрегаторы нащупывают спрос
Эксперимент по управлению энергопотреблением не повлиял на цены
Как выяснил “Ъ”, агрегаторы спроса, снижающие электропотребление своих клиентов, за 2020 год заработали около 660 млн руб. Объем сегмента достиг рекордных 607 МВт, а число участников приблизилось к 70. Однако влияние механизма на цену электроэнергии неочевидно: по мнению аналитиков, работа агрегаторов, наоборот, увеличила ее. Инициаторы проекта считают оценки преждевременными.
В 2020 году агрегаторы спроса, снижающие электропотребление клиентов, заработали 658 млн руб. (цифра будет уточнена по итогам декабря), сообщили “Ъ” в «Системном операторе» (СО, диспетчер энергосистемы). В новом сегменте участвовали 69 агрегаторов, которые по команде СО снижали нагрузку 355 объектов потребления на розничном энергорынке. Агрегаторы получают плату с энергорынка (через тариф СО) за успешное снижение потребления клиентов и часть вознаграждения отдают своим потребителям. Механизм ценозависимого снижения потребления (demand response) должен приводить к сокращению пикового спроса и, соответственно, цен на электроэнергию на рынке на сутки вперед (РСВ).
Механизм запущен в конце 2019 года в пилотном режиме, эксперимент будет продолжен в текущем году. Агрегаторы отбираются на каждый квартал по конкурсу — выигрывает заявка с наименьшей ценой. В 2020 году квота постоянно росла: в первом квартале объем составил около 230 МВт, во втором — 281 МВт, в третьем — 336 МВт. В четвертом квартале отбор проводился дважды и в итоге достиг рекордного уровня в 607,6 МВт.
По данным “Ъ”, лидером рынка по объему снижения нагрузки стал «Русэнергосбыт» (структура итальянской Enel и ЕСН Григория Березкина) с долей 25,1%, затем следуют компания «Фарадей» с 17,3% и «Транснефтьэнерго» с 14,9%.
Из-за высокой конкуренции цены заявок снижались. По информации “Ъ”, 10% заявленных объемов не проходили отбор ценовых заявок, а средневзвешенный уровень цен в европейской части РФ и на Урале составил 321,5 тыс. руб. за 1 МВт в месяц, в Сибири — 540 тыс. руб. за 1 МВт в месяц.
Однако остается неясным, удалось ли механизму значительно снизить цены на РСВ. В первом квартале прошлого года агрегаторы заработали 139,88 млн руб., а снижение стоимости покупки в РСВ для всех покупателей оптового рынка составило лишь 31,69 млн руб. (см. “Ъ” от 30 марта). «Снижение стоимости покупки электроэнергии на РСВ в 2020 году вследствие учета механизма ценозависимого снижения потребления участников оптового рынка, а также агрегаторов управления спросом на порядок выше значений первого квартала 2020 года»,— заявили “Ъ” в «Совете рынка». В СО подчеркивают, что в четвертом квартале произошел «качественный скачок эффекта в РСВ»: в декабре 2020 года оплата услуг агрегаторов составила порядка 73 млн руб., а эффект в РСВ — более 82 млн руб.
Итоговые экономические результаты могут быть оценены после завершения пилотного проекта и будут зависеть от параметров целевой модели, прежде всего порядка учета механизма в рынке мощности, подчеркивают в СО.
Кроме того, применяемые критерии задействования механизма в РСВ недостаточно эффективны и не позволяют «полностью реализовать потенциальные эффекты в РСВ», считают там. В текущем году будут применяться новые критерии, которые могут увеличить эффект на 50%.
Работу механизма критикует промышленность. «Пилот застрял на начальной стадии, когда плата агрегаторам формируется перекрестно за счет дополнительной нагрузки для остальных потребителей, и это не дает системных эффектов. Необходимо переходить к цивилизованным механизмам и стимулировать развитие агрегаторов за счет части расходов на сетевые и генерирующие мощности, от строительства и содержания которых агрегаторы позволяют отказаться»,— заявили “Ъ” в «Сообществе потребителей энергии» (объединяет крупных потребителей электроэнергии).
«Рынок demand response в России быстро развивается в объемах управляемой мощности, но с точки зрения экономических эффектов цели не достигаются: в 2020 году агрегаторы и их клиенты только подняли энерготарифы для остальных потребителей»,— полагает Николай Посыпанко из Vygon Consulting. По его мнению, важно допустить агрегаторов спроса к участию в рынке мощности. В мире основной областью применения demand response являются рынки мощности, а не электроэнергии, соглашается руководитель направления «Электроэнергетика» центра энергетики МШУ «Сколково» Алексей Хохлов. По его мнению, необходимо масштабировать программу и привлечь в нее кратно большее число участников.