В январе 1951 года был представлен прототип внедорожника Toyota Jeep BJ, впоследствии названный Land Cruiser. За семь десятилетий машина стала одним из самым узнаваемым внедорожников в мире, в 170 странах было продано более 10 млн. разных «крузаков». Основные этапы развития модели — в фотогалерее «Ъ-авто».
В 1951 году по заказу США в Японии началось производство военной модели Toyota Jeep BJ (в качестве образца был взят американский Jeep Willys). На это время это был единственный автомобиль, забравшимся своим ходом на японскую гору Фудзи
Фото: Toyota
Для того, чтобы выйти на внешние рынки уже с гражданской моделью, Toyota пришлось придумать новое название: бренд Jeep принадлежал компании Willys-Overland Motors. «В Англии у нас был конкурент — Land Rover. Нужно было придумать название, не менее звучное. Поэтому я решил назвать машину Land Cruiser»,— рассказывал технический директор Toyota Хенджи Умехара
Фото: Toyota
В 1955 году начался выпуск нового поколения внедорожников под именем Land Cruiser (серия 20). В отличие от предшественника машина сразу проектировалась под гражданские нужды, оставаясь при этом, по сути, грузовиком. В современной классификации Toyota BJ и ее последователи (20, 40 и 70 модели) относятся к классу Heavy Duty
Фото: Toyota
40-серию начали выпускать в 1960 году. Трехдверная модель, внешне похожая на 20-ку, имела понижающий ряд передач и более комфортный салон. Машина продержалась на конвейере более 40 лет, пережив огромное количество усовершенствований. С 1984 по 2001 год Land Cruiser 40 собирали на заводе в Бразилии. На фото — один из сохранившихся внедорожников в рыбацкой деревне ОАЭ
Фото: Toyota
В 1967 году на рынок вышел Land Cruiser 55. Машина стала крупнее, богаче по оснащению и воспринималась уже не просто, как вездеход. Благодаря просторному салону, багажнику, высокой скорости на трассе машина часто использовалась в качестве семейного авто
Фото: Toyota
В 1980 году на смену 55-ой модели пришел Land Cruiser 60. Эти и последующие модификации относились к категории Station Wagon (универсалы) по официальной классификации Toyota
Фото: Toyota
В 1984 году на смену 40-й серии пришел Land Cruiser 70, отличавшийся более просторным салоном, разными варианты исполнения и двигателей. Машина, выполненная в угловатом дизайне 80-х, оснащенная грузовой рессорной подвеской, до сих пор выпускается в Португалии и поставляется на рынки Австралии и ОАЭ, где пользуется спросом у фермеров и любителей погонять по пескам
Фото: Toyota
Любовь оффроадеров всего мира — Land Cruiser 80 — был представлен в 1989 году. Уникальность машины в сочетании комфортного салона и выдающихся внедорожных качеств (большой клиренс, все блокировки, понижающая передача). Отдельные легенды слагают про 4,2-литровый дизель 1HZ, способный без проблем преодолеть рубеж 1 млн. км без серьезного ремонта
Фото: Toyota
Интересный факт: в оригинальном тексте романа Майкла Крайтона "Парк Юрского периода" посетителей парка возили на Land Cruiser, а не Ford Explorer, как в одноименном фильме
Фото: Toyota
До появления 80-ки Land Cruiser представлял собой утилитарную модель для охотников и фермеров. В 90-е внедорожник за свой брутальный вид, комфорт и просторный салон полюбился российским силовикам, чиновникам и бандитам. «Колесами печально в небо смотрит круизер», пел Илья Лагутенко в 1997 году: перевернутыми машинами во Владивостоке заканчивались в те времена бандитские разборки. Перевернутый «круизер» изображен на обложке к альбому "Шамора" группы «Мумий-Тролль»
Фото: mumiytroll.com
Модель Prado считалась младшим братом традиционного «крузака»: компактней, комфортней (за счет более легковой подвески) и более простых двигатели. Впервые обозначение Prado применили в 1990-году к 5-дверной Land Cruiser 70, впоследствии приставка выделилась в отдельную модельную линейку автомобилей, относящихся к категории Light Duty по системе Toyota. На фото Land Cruiser Prado 120 в одном из автосалонов в Воронеже в 2008 году
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Первые серии Prado иногда назывались Land Cruiser II. В 1990 году партию таких автомобилей из Японии получила Хабаровская милиция (на фото). Жители дальневосточных регионов к тому времени уже тогда активно привозили себе (и на продажу) разную японскую технику
Фото: Анатолий Галушко / Фотохроника ТАСС
Прозвище «крузак» у большинства ассоциируется все же с 100-кой, представленной в 1998 году. Концепция была прежней: комфортный, просторный, престижный и очень проходимый автомобиль. В 2000-х черная затонированная «сотка» еще больше, чем 80-ка, ассоциировалась с силовиками и бандитами (что в отдельных регионах было одно и тоже). Машину, ставшую своеобразным символом успеха и богатства, всегда пропускали на дороге. За рулем внедорожника были замечены и крупные политики. На фото — президент Владимир Путин управляет Land Cruiser 100 в Туве в 2007 году
Фото: Ria Novosti / KREMLIN
100-ая модель представлена большим количество различных модификаций, начиная от сугубо утилитарной 105-ой серии (с распашными задними дверями и некрашеными бамперами) до роскошного Lexus LX470, созданного на базе Toyota. На фото сопредседатель СПС Борис Немцов рядом с такой машиной в 2004 году
Фото: Коммерсантъ / Сергей Михеев
В 2008 году на рынке появился Land Cruiser 200 — более гламурная и люксовая модель, чем все Land Cruiser до этого. «Крузак» стал шире, длиннее, выше и дороже. Сегодня цены за внедорожник начинаются от 5,2 млн. руб. За пределами дорог эту машину редко увидишь, его старшего брата Lexus LX470 (от 6,7 млн. руб.) — почти никогда. На фото — президент Дмитрий Медведев рядом с Land Cruiser 200 в Екатеринбурге в 2011 году. В 2021 году ожидается презентация нового Land Cruiser 300, но фотографий пока никто не видел
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов