28 января 1986 года произошла катастрофа космического корабля «Челленджер». На 73-й секунде полета шаттл разрушился в результате взрыва топливного бака, что привело к гибели семи членов экипажа. Последовательность событий, приведших к трагедии — в фотогалерее “Ъ”.
Многоразовый транспортный космический корабль «Челленджер» (англ. Challenger, «Бросающий вызов») первоначально был построен в качестве испытательного корабля для американской программы Space Transportation System, более известной как Space Shuttle
На фото: экипаж «Челленджера» STS-51L
Фото: NASA
В 1979 году NASA заключило контракт на переоборудование корабля в полноценный космический орбитальный аппарат
На фото: командир корабля «Челленджер» Фрэнсис Скоби
Фото: NASA
К концу января 1986 года космические челноки выполнили 24 миссии на орбиту по программе Space Shuttle. Всего на год планировались 15 полетов
На фото: пилот коробля Майкл Смит
Фото: NASA
Конструктивно шаттл состоял из трех основных компонентов – орбитального аппарата (орбитер), который выводился на околоземную орбиту и являлся космическим кораблем, большого внешнего топливного бака и двух твердотопливных ракетных ускорителей
На фото: научный специалист миссии Эллисон Онидзука
Фото: NASA
После выхода в космос орбитер самостоятельно возвращался на Землю и совершал посадку как самолет на взлетно-посадочную полосу. Твердотопливные ускорители приводнялись на парашютах и затем использовались вновь. Внешний топливный бак сгорал в атмосфере
На фото: научный специалист Джудит Резник
Фото: NASA
В январе 1986 года «Челленджер» должен был совершить уже десятую экспедицию менее чем за три года. Полет был рассчитан на шесть дней
На фото: научный специалист Рональд Макнейр
Фото: NASA
Экипажу предстояло запустить в космос спутник связи, а также научный аппарат Spartan для наблюдения кометы Галлея. Астронавты также должны были провести несколько экспериментов на борту корабля
На фото: специалист по полезной нагрузке Грегори Джарвис
Фото: NASA
Второй специалист по полезной нагрузке Шарон Кристи Маколифф (на фото) была школьной учительницей. Для нее это был первый полет в космос в качестве первого участника проекта NASA «Учитель в космосе». Она должна была провести два урока в прямом эфире
Фото: NASA
Экспедиция несколько раз откладывалась. Первоначально запуск был запланирован на июль 1985 года, затем его перенесли на ноябрь того же года, позже он был отложен на конец января 1986 года
Фото: NASA
Старт был назначен на 22 января 1986 года, но неоднократно откладывался из-за технических проблем и неблагоприятных погодных условий, в итоге его запланировали на 28 января
На фото: экипаж STS-51L следует на стартовую площадку Космического центра Кеннеди
Фото: Steve Helber / AP
В ночь на 28 января температура воздуха опустилась ниже нуля, что вызвало беспокойство у руководителей фирмы, занимавшейся разработкой твердотопливных ускорителей. При низких температурах материал их межсекционных уплотнителей терял свою эластичность и мог не обеспечить герметичность в местах стыка секций
Фото: NASA
Несмотря на предупреждения о возможных рисках, старт переносить не стали. Утром 28 января все конструкции комплекса были покрыты льдом, поэтому время старта было отложено. «Челленджер» стартовал с мыса Канаверал в 11:38 по восточному времени
Фото: NASA
Сразу после старта кинокамеры зафиксировали струю серого дыма, бьющую из кормового стыка правого твердотопливного ускорителя. Чем большую скорость набирал шаттл, тем больше и темнее становились струи дыма, что свидетельствовало о разрушении изоляции ускорителя
Фото: NASA
Поначалу полет проходил нормально. Через 16 секунд после старта корабль повернулся и взял курс за пределы земной атмосферы. С гостевых трибун за стартом наблюдали зрители. Миллионы американцев следили за происходящим через телетрансляцию
На фото: одноклассники сына учительницы Шарон Кристи Маколифф аплодируют в момент старта
Фото: Jim Cole / AP
На 57-й секунде полета центр управления сообщил, что двигатели работают с полной нагрузкой, все системы функционируют удовлетворительно. Голосовая связь с экипажем работала. Аварийных сигналов из кабины экипажа не поступало
Фото: NASA
Первые признаки катастрофы отметили не приборы, а телевизионные камеры. Через 73 секунды после старта на экране радиолокатора отчетливо обозначились траектории падавших в море многочисленных обломков и дежурный служащий NASA констатировал: «Корабль взорвался»
Фото: Bettmann / Contributor / Getty Images
На «Челленджере» произошел взрыв внешнего топливного бака, после которого из-за сильных аэродинамических нагрузок произошло разрушение орбитального аппарата. Два твердотопливных ракетных ускорителя, которые вылетели из огненного шара, продолжали полет до тех пор, пока им не была дана с Земли команда на самоуничтожение
Фото: NASA
Шаттл разрушился над Атлантическим океаном близ побережья Флориды. Взрывом оторвало носовую часть «Челленджера», в которой располагался экипаж (на фото). Позже выяснилось, что некоторые астронавты пережили разрушение орбитера и были в сознании до удара о воду на скорости 333 км/ч, который пережить не могли
Фото: NASA
Свидетелями катастрофы стали миллионы телезрителей. Ведущий репортажа продолжал вести эфир после взрыва, пока ему не сообщили, что произошло: «Мы получили сообщение, что ракета взорвалась. Руководитель полета подтверждает это. Мы пытаемся выяснить причины случившегося»
Фото: Joe Skipper / AP
Президент США Рональд Рейган назначил специальную комиссию под руководством бывшего госсекретаря США Уильяма Пирса Роджерса для расследования крушения
На фото: Рональд Рейган с женой Нэнси и семьями жертв катастрофы на поминальной службе в Хьюстоне, штат Техас
Фото: White House
Поисково-спасательная операция проводилась кораблями ВМС и береговой охраны США с февраля по август 1986 года. С помощью гидролокатора было обследовано более 480 квадратных морских миль дна океана. В ходе операции были подняты многие фрагменты корабля, в том числе и отсек экипажа. Общие убытки из-за катастрофы составили $8 млрд. Около $3 млрд пришлось на стоимость самого шаттла
Фото: James Neihouse / AP
Комиссия, расследовавшая катастрофу, назвала основной причиной, приведшей к трагедии, неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя. Комиссия также пришла к выводу, что определяющими факторами послужили недостатки корпоративной культуры безопасности и процедуры принятия решений NASA
Фото: Charles Tasnadi / AP
Трагедия привела к прекращению полетов шаттлов на 2,5 года, затем они возобновились и продолжались по 2011 год. Ряд астронавтов, выражая свое недоверие руководству NASA, покинули отряд
Фото: NASA / Jim Grossmann