ТМХ пошел за двигателями в Норвегию
Компания купила завод у Rolls-Royce за €150 млн
«Трансмашхолдинг» за €150 млн купил у Rolls-Royce норвежский завод по производству дизельных и газопоршневых двигателей Bergen Engines. Как основную область применения его технологий компания указывает распределенную энергетику. Однако аналитики отмечают, что в этом классе мощности (1–12 МВт) высока конкуренция. Другая перспективная отрасль применения — судостроение, поскольку такие двигатели в РФ не производятся. Но тут могут помешать санкции против Объединенной судостроительной корпорации, которые Норвегия строго соблюдает.
«Трансмашхолдинг» (ТМХ) Андрея Бокарева, Искандара Махмудова, Дмитрия Комиссарова и Кирилла Липы через входящую в его структуру TMH International приобрел у Rolls-Royce Group завод Bergen Engines в Норвегии. Об этом 4 февраля сообщили стороны. Как уточняет Rolls-Royce, цена сделки составила около €150 млн, в периметр сделки вошли завод дизельных и газопоршневых среднеоборотных двигателей, цех высокоточного литья, ремонтная мастерская и конструкторское бюро, а также сеть сервисных центров в семи странах.
Bergen Engines выпускает газопоршневые и дизельные двигатели мощностью от 1,4 до 11,8 МВт, модульные электростанции, судовые двигатели, а также выполняет проектирование и обслуживание электростанций. Выручка в 2019 году составила £239 млн ($305,2 млн). Как поясняется в сообщении ТМХ, за счет приобретения компания рассчитывает расширить присутствие на мировом рынке дизелей, прежде всего газовых двигателей для использования в автономных энергосистемах.
Двигатели ТМХ (от 800 кВт) и Bergen Engines (от 1,4 МВт) относятся к мегаваттному классу, говорит старший аналитик Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников, и, действительно, могут использоваться в удаленных районах, но размер этого рынка ограничен: чаще используются двигатели гораздо меньшей мощности. Машины мегаваттного класса, скорее, подойдут для энергоснабжения предприятий, например проектов по добыче углеводородов, золота, угля на Дальнем Востоке и в Сибири, полагает он. В этом сегменте уже есть игроки, в первую очередь иностранные, ведь требования о локализации здесь не применяются. При этом крупные игроки избавляются от этого бизнеса из-за его низкой маржинальности и высокой конкуренции: так, в 2018 году GE продала Jenbacher и Waukesha (газопоршневые двигатели).
Газопоршневые двигатели могут найти применение и в традиционном для ТМХ локомотивостроении: как сообщал на прошлой неделе замгендиректора ОАО РЖД Сергей Кобзев, с 2025 года монополия собирается закупать только экологически чистые локомотивы на природном газе.
По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, новое приобретение ТМХ очень перспективно в том числе с точки зрения судостроения. У компании появляется возможность составить на российском рынке конкуренцию таким производителям, как MAN, Wartsila, Yanmar. Михаил Бурмистров отмечает, что у ТМХ есть богатый опыт работы с крупными госзаказчиками и комплексных поставок систем для транспорта, а в российском судостроении, где много мелких поставщиков, есть большая потребность в интеграторах.
Источники “Ъ” в судостроении говорят, что не слышали о планах каких-либо заказчиков ставить двигатели Bergen Engines на свои суда. При этом они отмечают, что в РФ не производятся среднеоборотные дизельные двигатели для гражданских судов. Они нужны для флота «река-море», рыболовецких и офшорных судов. Для военных целей такие двигатели производят «Звезда», Коломенский завод и Уральский дизель-моторный завод, но, как говорят собеседники “Ъ”, они зачастую не выдерживают заявленные сроки поставок. Кроме того, их стоимость «по карману военным», а для бизнеса слишком высокая.
Собеседники “Ъ” считают, что в любом случае поставлять двигатели из Норвегии на верфи Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которая находится под санкциями, будет сложно: норвежские власти очень строго соблюдают их.
Источники “Ъ” в судостроении предполагают, что приобретение завода в Бергене может быть интересно ТМХ с точки зрения получения технологий, которые потом можно будет реализовать в РФ. Глава ОСК Алексей Рахманов в интервью “Ъ” (см. “Ъ” от 22 декабря 2020 года) рассказывал, что компания договаривается с ТМХ о создании научно-технического центра морских пропульсивных систем, в рамках которого будет реализовывать программу дизелестроения.