ЕАЭС готов к росту и обороне
В Алматы прошло заседание межправсовета стран «пятерки»
Первая в этом году встреча глав правительств стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) прошла вчера в Алматы. Отметив, что в 2020 году экономике «пятерки» удалось избежать худшего варианта развития событий, премьеры сосредоточились на необходимости защитных мер от недоброжелательных экономических действий западных партнеров — Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) поручено заняться их разработкой. Вместе с тем окончательное решение о координации уже принимаемых усилий по защите внутреннего рынка, в частности, антидемпинговых мер, которые периодически вызывают разногласия в союзе, вчера было отложено.
В минувшем году, отметил вчера на заседании межправсовета ЕАЭС в Алматы российский премьер Михаил Мишустин, союзу удалось не допустить худшего сценария для экономик стран «пятерки». По предварительный данным ЕЭК, в 2020 году общий ВВП стран союза снизился на 3,9% (как следует из данных ООН, это меньше, чем было у развитых стран — 5,6%, но больше, чем у развивающихся — 2,5%).
В этом году, по прогнозу комиссии, ожидается восстановительный рост на уровне не менее чем 3,2%. Впрочем, судя по заявлениям премьеров, легкого года они не ждут — вчера много говорилось о необходимости кооперации перед лицом внешних (скорее политических, нежели экономических) вызовов. Так, Михаил Мишустин отметил, что «некоторые страны используют последствия пандемии коронавируса в своих интересах». Усиливаются санкции, протекционизм и недобросовестная конкуренция. Белорусский премьер Роман Головченко высказался еще более определенно, заявив, что «под любыми предлогами так называемый коллективный Запад старается притормозить наше экономическое развитие». На этом фоне помимо традиционных заявлений о важности импортозамещения и промышленной кооперации премьеры отметили необходимость защиты прав государств «пятерки» в отношениях с третьими странами.
«Следует рассмотреть возможность разработки и внедрения в соответствии с действующими международными договорами механизма ответных мер на территории ЕАЭС»,— заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян.
Каким будет этот механизм, пока не ясно — как сообщили “Ъ” в ЕЭК, вчера межправсовет поручил комиссии начать проработку этого вопроса. Вестись она будет в рамках предусмотренной в договоре о союзе возможности применения ответных мер в отношении третьих стран на территории ЕАЭС (например, в виде повышения пошлин или приостановления преференций). Особенно внимательно будет рассмотрена тема разрешения споров в ВТО — напомним, в конце 2019 года из-за длительной блокировки со стороны США назначения новых арбитров перестал работать апелляционный орган этой организации. Из-за этого механизм разрешения споров стал практически неприменимым — ведь проигравшая сторона всегда может подать апелляционную жалобу во временно не работающий орган и решение не вступит в силу.
Впрочем, и с существующими механизмами защиты внутреннего рынка не все гладко — премьерам вчера не удалось достичь конкретных договоренностей об общих подходах к совершенствованию механизмов применения антидемпинговых и компенсационных мер, хотя в необходимости сделать это в союзе уже не сомневаются. Как пояснила в рамках видеомоста Sputnik помощник председателя коллегии ЕЭК Ия Малкина, «взят определенный таймаут» для двусторонних переговоров.
Поясним, что сейчас в ЕАЭС действует более десятка антидемпинговых мер в отношении различных товаров.
Такие меры вводятся в виде пошлин или ценовых обязательств, которые берут на себя экспортеры (по итогам антидемпингового расследования) сроком до пяти лет с возможностью продления. Однако проблема заключается в том, что решение принимается ЕЭК по обращению производителей той или иной страны «пятерки», и у других государств есть возможность его заблокировать — в результате компания, обвиненная в демпинге, продолжает завозить на рынок ЕАЭС свою продукцию.
Например, Казахстан в 2018 году блокировал решение ЕЭК о введении антидемпинговых пошлин на поставки гербицидов из Европы — на эту ситуацию обращал внимание президент Владимир Путин. Он заявил, что Россия может ввести собственные антидемпинговые пошлины, и поручил правительству проработать возможность изменения механизма принятия в ЕАЭС решений по защите от демпинга. О системности этой проблемы сообщала ассоциация «Русская сталь», по расчетам которой каждая четвертая мера, вводимая в ЕАЭС, блокируется той или иной страной-участницей.