Колесная техника
След как повод для искусства
Даже если вы не знаете имени питерского художника Андрея Сикорского, наверняка вы видели его картины. Как минимум потому, что многие его работы стали мемами в сети. Как художник-аниматор – а это его основная профессия – Андрей Сикорский получил множество российских и международных наград. Может быть, поэтому ему так хорошо удается оживлять неживое. Видеть в следах на снегу, оставленных неодушевленными предметами – обувью и колесами, – не просто причудливый орнамент, а целую драматургию. Кто-то скажет, что это легкомысленное баловство. А кто-то – что это отличная идея для будущего Календаря Pirelli. Мы попросили художника рассказать о том, как след протектора превращается в картину.
Я никогда не учился специально на художника. У меня за плечами неоконченный Политех и Академия культуры, где я получил специальности «актер» и «режиссер драматического театра». Моя основная профессия – художник-постановщик анимационного фильма, сейчас работаю, например, над сериалом «Три кота».
Я передвигаюсь по городу на велосипеде: из дома в мастерскую и обратно. Знаете, бывает такая погода – легкая оттепель, выпал небольшой снежок, и следы на асфальте смотрятся очень контрастно: на белом снегу они отпечатываются не только черным цветом, но и оттенками серого. Это очень красиво, в некотором роде графично. Мне за этим всегда было интересно наблюдать. Раньше я просто останавливался и фотографировал, а потом смотрю – два ботинка, мужской и женский, как парочка, я подрисовал пальцем так, будто они идут в обнимку. Сфотографировал. Смотрю, справа тоже какой-то персонаж, пьяный, кажется: подрисовал ему бутылочку. Все очень условно, на примитивистском уровне, но получилась графика на снегу. Так появился проект #Снегоследарт.
Картины появляются сами, я лишь замечаю и доделываю. Вот лежит окурок рядом с ботинком, я подрисовал человечка, вставил в зубы окурок, рядом – сухая трава, дал ему в руку. Получился кавалер, который ждет свидания. Иногда что-то дорисуешь, потом видно, что можно усложнить композицию: начинал с двух персонажей, а их уже восемь или десять… А вот протектор от колеса автомобильного переехал след от ботинка – я увидел рыбу, которая выглядывает из воды, даже глазик есть, я лишь добавил какие-то детальки.
В другие времена года у меня тоже, бывает, рождаются картины от соприкосновения с реальностью. Например, осенью: выпали ягоды красные, лежат желтые листья, если их сложить вместе, получается портрет девушки, а голубоватый листик на клумбе – перо на шляпе.
Это все родилось не на пустом месте. До этого я занимался ресайклинг-артом. Это такое направление, когда художник работает со старыми вещами, которые приобретают новую жизнь. Я собирал морской мусор: выброшенные на берег железяки, обточенные деревяшки – и делал из этого рыб, людей, разные композиции. Ты смотришь на предмет и видишь, например, что раздавленное трактором ведро, которое лежит в прибое, ржавое, отшлифованное песком, – на самом деле рыба, нужно лишь что-то добавить: зубы из гвоздей, плавники, глаза. Ее природа сделала, и нужно только увидеть и закончить.
В музее современного искусства Эрарта был как-то кураторский проект, посвященный резине – ведь здание, где сейчас находится галерея, это бывший НИИ резиновой промышленности. У меня там выставлялись расписанные шины, сейчас они висят у меня в мастерской. Кто-то сделал то, что вообще должно было в голову прийти в первую очередь: взял шину, обмакнул в черную краску и покатал по белому холсту. На выставке #Снегоследарт я сделал такую фотозону: отпечатки велосипедных колес, автомобильных покрышек, разных ботинок на огромном белом холсте.
Вообще скульптуры из шин делают и у нас, и в других странах. Есть, например, казахский художник Молдакул Нарымбетов, он сделал огромного жука-скарабея, который катит перед собой огромный черный шар, эта работа выставлялась в Москве. Есть корейский скульптор, который делает слонов и других животных, довольно интересные с точки зрения скульптуры работы: полосы толстой кордированной резины смотрятся как мощная мускулатура, это дает дополнительный выразительный эффект.
В той же Эрарте стоит мое кресло из резиновых покрышек. Это громадная скульптура, высотой метра три, весом в 250 килограмм. Сиденье его уже вытерто до блеска от частого использования – на нем все фотографируются.
Любую вещь можно превратить в произведение искусства. Нужно только приложить к этому творческую мысль художника и его руки. А в случае со #Снегоследартом это даже не вещь, а оттиск вещи, причем сделанной фабрично. У этих произведений несколько творцов: природа, человек, который шел или ехал мимо, и художник, который в оттиске этого движения что-то увидел, дополнил и создал произведение искусства.