Когда кончаются фонарики ночные
Корреспонденты “Ъ” наблюдали, как соседи по дворам узнавали друг в друге оппозиционеров
В воскресенье оппозиция представила два формата уличных акций, новых для России, но явно вдохновленных соседней Белоруссией. Днем в Москве и Санкт-Петербурге женщины встали в «цепи солидарности» в знак солидарности с женщинами, отбывающими арест после недавних несогласованных митингов и персонально с Юлией Навальной. Вечером некоторые сторонники Алексея Навального по призыву его штаба вышли во дворы Москвы и Петербурга с включенными фонариками. Сама акция могла бы напомнить «соседские чаепития», которые устраивали протестующие в Минске после разгона митингов силовиками. Впрочем, морозная погода явно ограничила число участников флэшмоба с фонариками: они появились далеко не во всех дворах. Полиция, насколько известно, не противодействовала ни им, ни участницам «цепи солидарности».
Акцию «Цепь солидарности и любви» организовали феминистки Москвы и Санкт-Петербурга в знак солидарности с женщинами, которые «проводят свои дни в судах, полицейских автобусах и спецприемниках». Организаторы указали, что взяли идею у женщин Белоруссии, выражавших похожим образом поддержку главному оппозиционному кандидату на президентских выборах Светлане Тихановской и ее соратницам Веронике Цепкало и Марии Колесниковой. Последняя находится в СИЗО по обвинению в призывах к захвату власти, госпожа Тихановская и госпожа Цепкало покинули Белоруссию.
В списке солидарности российских активисток были упомянуты художница Юлия Цветкова (обвиняется в изготовлении порнографических материалов); юрист ФБК (внесен Минюстом в реестр иноагентов) Любовь Соболь и муниципальный депутат Юлия Галямина, а также отправленные под домашний арест по уголовному делу о нарушениях санитарно-эпидемиологического режима на январских акциях протеста Мария Алехина, Люся Штейн, Кира Ярмыш и Анастасия Васильева. В перечне указали и преподавательницу Анну Велликок, «которую арестовали на 10 суток за ретвит и уволили из НИУ ВШЭ из-за политических причин» (сам вуз настаивает, что был вынужден расторгнуть контракт, так как госпожа Велликок из-за ареста не могла провести курс, а перенести его не позволило расписание). Напомнили про студентку Алену Китаеву (утверждает, что ее пытали в отделении полиции) и активистку Дарью Апахончич (оказалась в числе пяти первых граждан РФ, признанных СМИ-иноагентами). Участницы выразили солидарность с Юлией Навальной — супругой Алексея Навального, который 17 января был задержан по возвращении в РФ, а 2 февраля отправился отбывать реальный срок вместо условного, ранее назначенного по так называемому делу «Ив Роше». 10 февраля стало известно, что Юлия Навальная покинула РФ.
Кто из лидеров оппозиции подвергся преследованию по итогам несанкционированных митингов
Акция в Москве началась в 14:00 у арбатского памятника Наталье Гончаровой и Александру Пушкину. Девушки стали передавать друг другу рулон белой атласной ленты. Они держали в руках шары в форме сердечек, розы и валентинки. Белый — цвет мирного протеста, поясняли участницы. Некоторые из них сравнивали свою «цепь» с «Бессмертным полком»: «Когда люди массово собираются, в этом нет ничего страшного». Напомним, «Бессмертный полк» в мае 2020 года был отменен в связи с эпидемическими ограничениями, но до этого на него ежегодно выходили сотни тысяч человек. На Арбат к 15 часам 14 февраля вышли, по подсчетам «Белого счетчика», 235 участниц (источник ТАСС в правоохранительных органах заявил о 100 участницах). «Я не феминистка, нет,— говорила женщина в красном.— Я пришла поддержать других женщин — ради тех, кого на моих глазах били на митингах. Моя мама вернулась домой вся в синяках». Напомним, столкновения между участниками и полицией имели место на трех акциях протеста в поддержку Алексея Навального — 23 января, 31 января и 2 февраля.
«Цепь» топталась и пританцовывала: на улице было 13 градусов мороза. Время от времени девушки выкрикивали «Любовь сильнее страха», но скандирование быстро затихало. Несколько мужчин шли вдоль цепи и раздавали конфеты, цветы и горячий чай. «Мы активисты волонтерской роты, каждый год проводим акции в честь 14 февраля или 8 марта,— рассказал “Ъ” мужчина, с трудом удерживающий поднос со стаканчиками чая.— Сегодня вот с парнями скинулись, привезли бидон с кипятком, купили конфет. Поддерживаем, в общем».
Накануне акции стало известно, что личные данные многих участниц были опубликованы в соцсетях участниками паблика «Мужское государство». Девушки жаловались на угрозы физической расправы, «если акция на Арбате состоится».
«Мужское государство» на женской акции так себя и не проявило, но пришли участники «Национально-освободительного движения» и группы SERB, которые много лет подряд пытаются срывать акции оппозиции. Они появились с надувными автоматами, в касках с надписью «NATO», и под крики «Позор!» они пытались совать девушкам долларовую купюру, видимо, намекая, что те куплены Западом. Вечером 14 февраля о своей миссии на Арбате сообщили также сторонники лидера партии «За правду!» Захара Прилепина: по их словам, они принесли участницам чай и вступали с ними в полемику. У обычных прохожих «цепь» большого интереса не вызывала: «Поминают кого, что ли?» — спросил корреспондента “Ъ” проходивший мимо пожилой мужчина. Аналогичная акция в Санкт-Петербурге собрала около 70 человек. Полиция в происходящее не вмешивалась, оба мероприятия прошли без задержаний.
Вечером в воскресенье настало время узнать, подсветят ли сторонники Алексея Навального идею главы его региональных штабов Леонида Волкова (находится за пределами РФ, заочно арестован по обвинению о вовлечении в протесты несовершеннолетних). Господин Волков ранее предложил жителям российских городов выйти вечером 14 февраля во дворы своих домов на 15 минут, включить фонарики в телефоне, сфотографировать флешмоб и выложить снимки в соцсети с хештегом «Любовь сильнее страха». Идея вызвала неоднозначную реакцию даже среди участников январских и февральских акций протеста. Сторонники власти акцию ожидаемо раскритиковали: самым запоминающимся оказался аргумент вице-спикера Госдумы Петра Толстого, который на пленарном заседании палаты 10 февраля сравнил манипуляции с фонариками «с действиями перебежчиков-коллаборационистов во время блокады Ленинграда, когда они фонариками подсвечивали цели немецкой авиации».
Ваш браузер не поддерживает видео
Позже господин Толстой пояснил, что под «наводчиками» имел в виду людей, направляющих «в западные столицы списки граждан России, против которых надо принять санкции».
Хотя организаторы призывали проводить акцию в своих дворах, несколько сторонников господина Навального решили собраться у памятника Пушкину.
У входа в метро их ждали две полицейские машины, сотрудники прогуливались по площади парами. Тем не менее, в 20:00 у памятника зажглись несколько ярких огоньков. Проводить задержания полицейские не стали. «Мы ничего плохого не делаем, а высказываться у нас формально не запрещено, вот мы и высказываемся»,— сказал бородатый молодой человек. «На площади, конечно, не было цели сегодня приходить, но я пришла. Надеюсь, что в спальных районах вышло много людей»,— пояснила студентка, принимавшая участие в январских протестах.
В спальных районах в большинстве дворов не было заметно ни фонариков, ни полиции. «Я никого не увидела,— рассказала “Ъ” жительница Медведково Екатерина.— Зашла в соседний двор — тоже никого. Прогулялась до третьего — и наконец-то увидела свет от фонарика, в хоккейной коробке». Так Екатерина познакомилась с пенсионеркой Ириной. Женщины решили поискать других людей с фонариками в соседнем сквере. «По пути нам помахали фонариками три подростка, а вот на аллее, под деревьями, стояли человек пятнадцать взрослых, даже пара с коляской,— говорит Екатерина.— Начали знакомиться, делиться впечатлениями. Каждый боялся, что больше никто во дворе не выйдет, и все очень обрадовались, что они здесь не одни такие». Новые знакомые создали соседский чат в мессенджере и договорились поддерживать связь. «Появилось чувство, что в нашем спальном районе зарождается какая-то солидарность,— говорит Екатерина.—
Пусть немного людей, но они есть, это очень вдохновляет. Когда живешь здесь, то никого не знаешь и думаешь, что всем все равно. И не подозреваешь, что твои соседи тоже ходят на митинги».
Московский пиарщик Станислав рассказал “Ъ”, что не собирался участвовать в акции, но был впечатлен увиденным в Коломенском районе: «Изначально я отнесся к идее с фонариками скептически, вроде как это глупость, которая может заинтересовать только молодежь. Но когда я шел домой от метро, то увидел, что в разных частях дворов стоят разные люди и пересвечиваются фонариками. Даже из-за забора элитного дома светили. Многие соседи впервые увидели друг друга, до этого у них такого повода не было».
33-летняя Анастасия из Санкт-Петербурга занимается помощью людям с инвалидностью. Она заметила «настоящий праздник добрососедства» в своем дворе и ближайшем сквере: «Там все собрались — с родными, с детьми. Люди выходили из домов, знакомились, стали даже обсуждать проблемы района». Даже приблизительный подсчет участников флэшмоба с фонариками в обоих городах был, по понятным причинам, затруднен.