Рыцарь врачебного образа
Умер Андрей Мягков
В Москве на 83-м году жизни умер актер Андрей Мягков. В массовой памяти он обречен остаться доктором Женей Лукашиным из «Иронии судьбы» (1975), что — так считал и сам Мягков — вопиюще несправедливо. Герой сказки Эльдара Рязанова лишь одно из воплощений образа русского интеллигента, которого актер-интеллигент — редкая в своем цеху птица — изучал и живописал десятилетиями.
Актер Андрей Мягков
Фото: Наталья Логинова, Коммерсантъ
Мягков — едва ли не единственный звездный советский актер, который никогда не играл ни «тружеников» в вульгарном смысле слова, ни начальников. Разве что пару погруженных более в себя, чем в уголовные перипетии, следователей. «Номенклатурные» роли ему на заре кинокарьеры выпадали, но никак не встраивались в официальную иконографию.
Чем известен Андрей Мягков
В «Надежде» (1973) великого Марка Донского он сыграл самого необычного Ленина. Юного лысеющего озорника, влюбленного в свою Наденьку, чуть ли не сбегавшего с подпольных собраний, чтобы покружиться с ней на карусели. В «Серебряных трубах» (1971) Эдуарда Бочарова столь же необычен Аркадий Гайдар. Не чеканный герой, в шестнадцать лет командовавший полком, а навеки раненный гражданской бойней человек, обратившийся к литературе, чтобы избыть свою боль.
Короче говоря, и Ленин, и Гайдар, и Герцен («Старый дом», Борис Буняев и Валерий Белявский, 1969) были русскими интеллигентами в конкретных и драматических координатах истории. Такими же, как вдохновенный Алеша Карамазов в фильме Ивана Пырьева (1968): Мягков составил органичное братское трио с зубрами Михаилом Ульяновым и Кириллом Лавровым. Или как обреченный капитан Алексей Турбин в великой экранизации булгаковской пьесы Владимиром Басовым (1976).
Но все они предтечи главного героя Мягкова — советского интеллигента средней руки в совсем не драматических, а банальных обстоятельствах эпохи застоя. Этого героя Мягков изучал под микроскопом, находил в нем и обыденную доблесть, и конформизм всех степеней: от нестрашного примирения с несправедливостью до смертоносной подлости.
Его негероические герои были — в патетическом смысле слова — лишены голоса в обществе, как буквально лишен голоса простуженный и ущемленный в своих правах автовладельца лаборант Хвостов в «Гараже» (1979) Рязанова. Но именно они — все эти старшие статистики Новосельцевы («Служебный роман», Рязанов, 1977) — составляли костяк советского образованного класса, и именно Мягков вернул им голос. Хотя при этом он был к ним беспощаден. Иногда они, очнувшись от эмоциональной и гражданственной летаргии, получали право на искупление («Летаргия», Валерий Лонский, 1983), что едва не стоило им жизни. Иногда же скатывались в болото и погибали глупо и жестоко («Страх высоты», Александр Сурин, 1975).
Понятие «русский интеллигент» — так уж повелось со времен земских врачей — ассоциируется с медиками. И дебютировал Мягков именно в «Похождениях зубного врача» (1965) Элема Климова, где доктор Чесноков под совместным напором власти и общества терял чудесный дар рвать зубы без боли. Когда мы вспоминаем «Иронию судьбы», необходимо вспомнить в пандан негромкий «Утренний обход» (1979) Аиды Манасаровой.
Сыграв там доктора Леву Нечаева, Мягков словно отомстил Рязанову за свою всенародную славу.
Лева тот же Лукашин, только не в антураже рождественской сказки, а в обстоятельствах жизни обычного московского врача: профессиональная принципиальность и бытовая неразборчивость. Не оцененный по достоинству фильм был жестким и внятным высказыванием о деградации идеалистов-шестидесятников: недаром Юрий Визбор с возмущением отказался сыграть в нем друга Нечаева. Такое же высказывание — столь же недооцененное «Послесловие» (1983) Марлена Хуциева, фильм-дуэт, где герой Мягкова казался преждевременным старичком рядом со своим 75-летним тестем — идеалистом, смачно сыгранным Ростиславом Пляттом.
Самого же неожиданного врача, пусть и не советского, Мягков сыграл в самом злом триллере холодной войны «Человек, который брал интервью» (Юрий Марухин, 1986). Доктор Нэли, властелин секретной лаборатории в беззаконном Пакистане, выращивал вирусы, способные уничтожить все живое. Не столько по заданию ЦРУ, сколько по велению мощного интеллекта, не стесненного никакими моральными табу.
Такой же мощный и мучительный интеллект — именно интеллект, а не его «хозяина» — Мягков сыграл в забытом шедевре Сергея Микаэляна «Гроссмейстер» (1972). Интеллект, направленный, и на том спасибо, не на погибель человечества, а на такую абстракцию, как шахматы. Гроссмейстер Хлебников с ласковым прозвищем Хлебушек был по жизни типичным Лукашиным, а по масштабам своего дара — Лениным или Нэли. Это был не только, возможно, лучший его фильм, но и выдающийся парадокс об интеллигенции, историю которой вполне можно написать на основе одной лишь фильмографии Мягкова.
Фотогалерея
О жизни и карьере Андрея Мягкова — в фотогалерее “Ъ”
«Из-за профессии cвоя жизнь как-то невольно уходит на второй план, ты о ней меньше думаешь»
Андрей Мягков родился 8 июля 1938 года в Ленинграде. В 1961 году окончил Ленинградский химико-технологический институт и почти сразу же попал в Школу-студию МХАТ на курс Василия Маркова
На фото: Андрей Мягков (у стены) с другими студентами, начало 1960-х годов
Фото: История России в фотографиях
«У меня артистов в родне не было никогда. А я влюбился в театр»
В 1965 году, закончив обучение, стал актером московского театра «Современник» и начал сниматься в кино. Первой ролью Андрея Мягкова стал стоматолог Сергей Чесноков в комедии Элена Климова «Похождения зубного врача». Далее были «Серебряные трубы», «Гроссмейстер» (кадр на фото) и другие картины
Фото: РИА Новости
«У советского кино было свое лицо, а сейчас его взяли, повернули затылком и нарисовали на нем американскую физиономию»
Одной из первых киноработ, принесших известность Андрею Мягкову, стала роль Алеши Карамазова в фильме Ивана Пырьева «Братья Карамазовы» (кадр на фото), вышедшем в 1968 году
Фото: РИА Новости
«В театре одну роль можно сыграть с блеском, а следующую — провалить. Уже потом, когда ты начинаешь владеть профессией, сцена принимает тебя, да и ты более правильно рассчитываешь свои силы»
В театре «Современник» Андрей Мягков играл в спектаклях «Дядюшкин сон», «На дне» (на фото), «Обыкновенная история», «Балалайкин и Ко», «Современная идиллия», «Большевики» и других
Фото: РИА Новости
«В каждого персонажа актер вкладывает себя. Какие-то образы получаются "уродцами", "неудачниками". И их иногда наиболее запоминаешь и любишь»
В 1976 году начал преподавать в Школе-студии МХАТ, а в 1977-м стал актером МХАТа имени Горького. В свободное время увлекался живописью
На фото: Андрей Мягков дома в окружении своих картин, 1978 год
Фото: РИА Новости
«В театре не бывает так, чтобы одна роль принесла артисту популярность. В театр артист вживается довольно долго, это длительный творческий процесс. И он неизбежен»
Андрей Мягков прослужил в МХАТе имени Горького десять лет, когда в 1987 году случился раскол. Актер остался со своим другом и учителем Олегом Ефремовым и стал актером МХТ имени Чехова. Был задействован в постановках «Чайка», «Иванов», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Утиная охота», «Горе от ума», «Борис Годунов», «Мещане» и других
На фото: Андрей Мягков (слева) на рыбалке
Фото: РИА Новости
«Ну какой это герой? Сделал девушке предложение, а спустя несколько часов бросил ее и влюбился в другую. Разве это красивый поступок?»
Всенародную известность и Госпремию СССР Андрей Мягков получил после выхода на экраны фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром!» (1975, кадр на фото)
Фото: РИА Новости
«Если кто-то заранее пытается снять шедевр, у него, как правило, не получается»
В 1977 году состоялась премьера нового фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман», где Андрею Мягкову снова досталась главная роль. Он стал Анатолием Новосельцевым, скромным сотрудником статистического бюро, влюбленным в героиню Алисы Фрейндлих
На фото: съемки фильма «Служебный роман»
Фото: РИА Новости
«Я люблю хорошие фильмы с хорошими артистами, снятые хорошими режиссерами. Я люблю качественное кино, сейчас его, к сожалению, очень мало. Но бывает, случаются»
За роль Новосельцева Андрей Мягков был награжден Госпремией РСФСР имени братьев Васильевых. Сам «Служебный роман» в 1979 году был удостоен Госпремии СССР
На фото: с Эльдаром Рязановым на съемках фильма «Служебный роман»
Фото: РИА Новости
«В жизни я могу выпить, люблю компанию, но на сцене — нет»
За свою карьеру Андрей Мягков сыграл в 32 спектаклях и снялся в 47 фильмах и сериалах. Дважды он выступал в роли режиссера, поставив на малой сцене МХТ имени Чехова спектакли «Спокойной ночи, мама» по драме Марши Норман и «Ретро» по пьесе Александра Галина
Фото: РИА Новости
«Узнаваемость хороша только в юности, а в возрасте ходишь по улицам, натянув кепку, и по сторонам не смотришь. Это очень утомительно»
Помимо ролей Лукашина и Новосельцева известными образами Андрея Мягкова в кино стали следователь Станислав Тихонов в детективе «Гонки по вертикали» (1982), Юлий Карандышев в фильме «Жестокий романс» (1984), царь из «Сказа про Федота-стрельца» (2001) и другие
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
«Я, наверное, не артист по натуре. Не хочу играть в кино ничего. Хватит. Неинтересно»
Андрей Мягков был награжден орденами Почета (1998), «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней (2003, 2019), Дружбы (2013). Звание народного артиста РСФСР он получил в 1986 году
Фото: Коммерсантъ / Наталья Логинова
«Нет секрета крепкого брака. Надо любить. Надо, чтобы было искреннее желание сделать для человека что-то приятное»
Более 57 лет актер прожил в браке с Анастасией Вознесенской (на фото), актрисой МХТ имени Чехова и народной артисткой России. Они поженились в 1963 году. Детей у пары не было
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
«Если у меня остается свободное время, то я люблю что-нибудь писать для души. В первую очередь — для себя. Не могу считать это писательской работой»
Андрей Мягков стал автором трех детективных романов: «Сивый мерин» (2007), «Скрипка Страдивари, или Возвращение сивого мерина» (2011) и «Осторожно, стекло! Сивый мерин. Начало» (2012). В 2010 году по первой книге сценарист Александр Бородянский и режиссер Михаил Туманишвили сняли сериал с Александром Домогаровым в главной роли
На фото: спектакль «Белый кролик» по пьесе Мэри Чейз на сцене МХТ имени Чехова, 2008 год
Фото: Коммерсантъ / Андрей Махонин
«Я не люблю повторов, просмотров, вообще не люблю публичности. Поэтому я уже лет тридцать не даю интервью»
Последний раз Андрей Мягков принял участие в съемках в 2010 году. Он сыграл роль председателя КГБ Владимира Крючкова в сериале Евгения Герасимова «Туман рассеивается»
На фото: с художественным руководителем театра МХТ имени Чехова Олегом Табаковым во время сбора труппы в 2010 году
Фото: Александр Куров / ТАСС
«C "Иронией судьбы" случился перебор. Я перестал любить этот фильм и не очень понимаю зрителей, которые смотрят это по двадцать раз»
Народный артист РСФСР Андрей Мягков скончался 18 февраля 2021 года от острой сердечной недостаточности. Он не любил роль Евгения Лукашина, потому что для многих так им и остался
Фото: Максим Шеметов / ТАСС