Это вам не ТО
Новые правила техосмотра вступили в силу, но не для автомобилистов
1 марта вступают в силу обновленные правила техосмотра автомобилей: все прибывающие на пункты проверки машины обязательно сфотографируют, а их владельцы получат электронные диагностические карты. Это делается, чтобы исключить возможность купить документ о прохождении ТО. Однако водители столкнутся с нововведениями лишь осенью: решением правительства срок действия диагностических карт автомобилей автоматически продлен на полгода. Таким образом, до октября не надо будет посещать пункты ТО.
Премьер Михаил Мишустин подписал постановление правительства, согласно которому диагностические карты (необходимы для приобретения полиса ОСАГО), срок действия которых заканчивается с 1 февраля до 30 сентября 2021 года, продлены на полгода (но не менее чем до 1 октября). Это означает, что автовладелец, у которого диагностический документ истек, к примеру, 10 марта, должен пройти ТО и получить новый не ранее октября. А если дата предыдущего осмотра 1 июля, новый потребуется не позже 1 января. По оценкам “Ъ”, речь идет примерно о 14 млн карт, выданных с марта прошлого года.
Заявление о необходимости «отложить новый порядок» проведения ТО премьер Мишустин сделал накануне старта реформы отрасли (см. “Ъ” от 26 февраля). Для ее запуска ранее были приняты новая редакции закона о ТО, поправки к КоАП, ряд приказов МВД, Минтранса и Минэкономики, а также постановлений правительства. Все они вступают в силу 1 марта.
Основное нововведение, которое ждет автомобилистов на пунктах ТО,— электронные диагностические карты (страховщики будут иметь к ним доступ при оформлении ОСАГО) и фотографирование машины во время диагностики.
Оператор техосмотра передает снимки вместе с координатами в информационную систему техосмотра ЕАИСТО МВД, без этих данных карта не сформируется. Координаты впоследствии будут сопоставлены с координатами пунктов техосмотра: если они не совпадают, карта может быть аннулирована как фейковая.
В проверке состояния автобусов во время ТО отныне участвуют инспекторы ГИБДД. Техосмотр, напомним, проводится экспертом-техником, который раньше самостоятельно подписывал диагностические карты прошедших диагностику транспортных средств, в том числе автобусов. Теперь на пункте ТО будет работать инспектор, в функции которого входит, по сути, проверка результатов осмотра и сверка документов. Без заключения инспектора технадзора диагностическая карта также не может быть сформирована.
Отметим, с 2011 года сотрудники Госавтоинспекции на пунктах ТО не работали. Именно ГИБДД несколько лет назад настояла на возвращении контроля за техосмотром автобусов в связи с ростом аварийности и числа погибших в авариях с этими транспортными средствами. По данным ГИБДД, всего в 2020 году количество аварий из-за неисправностей транспорта, включая автобусы, выросло на 13,7%, до 7,6 тыс. ДТП, погибли 1,2 тыс. человек.
По новому закону об ОСАГО (вступает в силу также 1 марта) страховая компания сможет обратиться с регрессным иском о возмещении ущерба в ДТП в отношении водителя, по вине которого произошла авария.
Для этого надо доказать, что машина была неисправна и не прошла вовремя техосмотр (не было диагностической карты).
Пункты техосмотра отныне обязаны соответствовать новым требованиям приказа Минтранса №232 (наличие дымомеров, люфтомеров, течемеров, устройств для проверки тонировки и другого оборудования). За операторами будет вестись контроль со стороны ГИБДД — сотрудники могут проводить внеплановые проверки, контрольные закупки и прочие мероприятия.
Поправками к КоАП, вступающими в силу также с марта, усиливается ответственность операторов за нарушения в области техосмотра, включая передачу данных в ЕАИСТО на машину, которая на проверку не приезжала. Максимальная санкция для юрлиц — штраф до 500 тыс. руб., для должностных лиц — дисквалификация на срок до трех лет.
Какие нововведения ожидают водителей в 2021 году
Старт реформы ТО ранее переносился — с июня 2020 года на март 2021 года — из-за COVID-19. Инициированный господином Мишустиным мораторий поднял очередную волну дискуссии по поводу отмены ТО и перевода процедуры на добровольную основу. Об этом говорят, в частности, координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов и депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.
Новый дорожный знак для обозначения камер вводится в ПДД
С 1 марта постановлением правительства №2441 в ПДД вводится новый дорожный знак 6.22 «Фотовидеофиксация». Он обозначает места возможного применения стационарных или мобильных дорожных камер. Новый указатель ставится за пределами населенного пункта на расстоянии 150–300 м до зоны контроля каждой камеры, в населенном пункте — только один раз на въезде в него.
Внешний вид нового знака будет закреплен поправками к ГОСТам. Изменения уже утверждены, заявили в Росстандарте, документ опубликуют 1 марта. Новый знак с большей долей вероятности сохранит вид применяемой сегодня таблички 8.23 «Фотовидеофиксация». Отличие в том, что ее можно будет применять на желтом фоне (для обозначения временных камер в зоне дорожных работ), а также ставить самостоятельно без привязки к другому знаку (например, «Ограничение скорости»).
Этому решению, как рассказывал “Ъ” ранее, предшествовала дискуссия между Научным центром безопасности движения МВД, институтом МАДИ, Минтрансом, ГИБДД и другими экспертами. Обсуждался сценарий, при котором знаком 6.22 будет синий прямоугольник с изображением камеры, но от этого варианта отказались. Таблички, которые были установлены до 1 марта, для экономии бюджета останутся на своих местах, де-юре они просто поменяют свой статус, поясняли ранее в Минтрансе.