Энтузиасты и спорт

Что заставляет бизнесменов вкладываться в непрофильные проекты

«Спорт и бизнес» — такое название получил специальный проект ИД «Коммерсантъ». Данная встреча собрала главных спортсменов-энтузиастов от бизнеса Санкт-Петербурга 13 февраля на территории всесезонного курорта «Охта Парк».

Фото: Дмитрий Многолет

Фото: Дмитрий Многолет

Дорогое удовольствие

К участию в данном мероприятии были приглашены топ-менеджеры, для которых увлечение спортом является не только заботой о собственном здоровье. Дмитрий Новиков, президент компании «Росинжиниринг» и по совместительству создатель одного из самых популярных курортов региона «Охта Парк», признался в любви к большому теннису и спортивной рыбалке. И это не считая того, что он — член сборной команды СССР по горнолыжному спорту в прошлом и президент федерации горнолыжного спорта Санкт-Петербурга в настоящем. Дмитрий Морозов, генеральный директор биотехнологической компании Biocad, сообщил о своей страсти к регби и любви к своему детищу — регбийному клубу «Нарвская застава», президентом которого он является. Архитектор и девелопер Владимир Любомиров — командор Яхт-клуба Санкт-Петербурга и любитель спаррингов на боксерском ринге.

Модератором беседы выступил комментатор канала «Матч ТВ», автор и ведущий программы «Парусный спорт» Алексей Жиров. На его первый вопрос, приносит ли прибыль профессиональный спорт все участники дискуссии ответили однозначно: сегодня спорт — это меценатство и государственные дотации.

«Спорт, тем более такой дорогой, как яхтинг, вряд ли может ассоциироваться с какой-то прибылью,— говорит Владимир Любомиров.— Инвестиции в профессиональную спортивную команду — это прежде всего страсть самих владельцев, результат их стремления к совершенству, поддержание имиджа компании или государства. Спорт создает общее впечатление успешности, и успех команды бизнесмена — показатель его собственных достижений, достижений компании или страны».

«Спорт в России — как профессиональный, так и любительский — существует исключительно за счет энтузиастов, которые содержат профессиональные команды, либо же этим занимается государство,— соглашается с ним основатель холдинга Nova Group Олег Баринов.— Даже если какие-то спортивные объекты генерируют определенную прибыль — как, к примеру, наш комплекс Nova Arena — она вся уходит на содержание инфраструктуры. Уже это для меня является хорошим показателем, потому что в противном случае проект становится убыточным».

«Профессиональный спорт в нашей стране однозначно связан с меценатством,— поддержал коллег Дмитрий Новиков.— Вокруг большого спорта всегда развивается некий бизнес — производство и продажа инвентаря, организация мероприятий и событий, однако спорт высоких достижений требует вложения средств, и немалых».

«Я люблю спорт и с удовольствием катаюсь на лыжах, велосипеде, плаваю, хожу в горы. И, конечно, занимаюсь регбийным клубом, потому что регби — прежде всего очень зрелищный вид спорта. И это ни в коем случае не бизнес — мы тратим деньги и получаем удовольствие»,— считает Дмитрий Морозов.

Присутствовавший в зале руководитель спортивных клубов Федерации бокса Санкт-Петербурга Максим Кувачев даже предложил изменить тему дискуссии: не «Спорт и бизнес», а «Спорт и энтузиасты». Он согласился со спикерами, что в большинстве случаев спорт в России существует за счет меценатов, но выразил надежду, что Федерации бокса удастся создать систему, которая «привела бы от меценатства к миссионерству».

Детский вопрос

Бизнес играет значительную роль в популяризации детского спорта — опять-таки, по доброй воле меценатов-энтузиастов. Для них спорт и дети — близкая тема. Дмитрий Новиков построил горнолыжный склон и открыл школу катания на горных лыжах к рождению сына. Дмитрий Морозов пришел в регби после того, как этим спортом занялся его ребенок. Наследник Nova Group полжизни занимается хоккеем, а сейчас, в восьмилетнем возрасте, делает первые шаги в футболе. По словам Олега Баринова, у него нет цели сделать из сына олимпийского чемпиона, ему важно, чтобы тот вырос умным и здоровым. И хорошо, добавляет отец, что есть стадион, где ребенок может заниматься спортом.

«Мы все, присутствующие здесь, пытаемся что-то изменить в нашей стране, хотя бы на уровне спорта, которым каждый из нас занимается,— говорит Дмитрий Новиков.— Мы в “Охта Парке” в рамках наших “Дней спорта” даем возможность детям попробовать свои силы и на коньках, и на горных лыжах. Мы также занимаемся с детьми-инвалидами, у нас есть программы, которые позволяют таким детям научиться кататься на лыжах. И если у ребенка после наших занятий возникнет желание изменить свою жизнь и связать свою судьбу с большим спортом — мы достигли цели».

По словам Владимира Любомирова, в нынешних условиях число взрослых, которые занимаются парусным спортом, увеличивается, и часто именно ребенок приводит в яхт-клуб своих родителей. И таких случаев довольно много. Как утверждает Алексей Жиров, парусный спорт делает мальчишек самостоятельными и уверенными в себе буквально за несколько месяцев, потому что в короткие сроки учит их управлять парусом и лодкой, разбираться в направлениях ветра и течениях, отвечать за собственную жизнь и жизнь своих товарищей.

«Меня греет мысль, что я привлекаю к спорту, к здоровому образу жизни детей, подростков и даже взрослых, которые не праздно смотрят телевизор, а пришли в спортзал и занимаются,— отмечает Олег Баринов.— Мы уже несколько лет проводим мастер-классы — не только по футболу, но и по художественной гимнастике, дзюдо, тхэквондо, баскетболу. Приходят известные мастера, которые создают интерес у детей и их родителей. Сегодня спортивный образ жизни все больше и больше нравится людям, и мы стремимся предоставить им для этого достойные условия».

Медитация и МВА

Впрочем, вполне определенная отдача от спорта для бизнеса все-таки есть. И, как утверждают сами бизнесмены, немалая. «Помимо того, что спорт позволяет поддерживать себя в форме, это также прекрасный способ сбросить напряжение, отвлечься от бешеного делового ритма, переключиться с повседневных забот на другой вид активности и таким образом сохранить психическое здоровье»,— перечисляет плюсы Дмитрий Морозов.

«Бывало, что во время футбольного матча мне в голову приходили бизнес-решения, которые не были очевидными сразу,— продолжает Олег Баринов.— Спорт мне очень помогает сохранять работоспособность, поскольку других стимуляторов я не использую — не употребляю алкоголь и не курю».

«Мой спортивный опыт научил меня очень важной вещи. Когда ты стоишь на пьедестале с медалью на груди или с кубком в руках, ты знаешь, что сегодняшняя победа — это не цель, а этап. Потому что завтра будут другие соревнования, следующий вызов, и нужно забыть про сегодняшние награды и работать дальше. Эта формула помогает мне развиваться и решать каждый день новые задачи»,— говорит Дмитрий Новиков.

«Спорт помогает мне оставаться в форме — как физической, так и ментальной,— отмечает Владимир Любомиров.— Кроме того, возможность пригласить своего действующего или потенциального бизнес-партнера на гонку или боксерский спарринг дает новые возможности для сотрудничества. Это совершенно другой уровень доверия и другой уровень общения».

По словам Дмитрия Морозова, участие в жизни спортивного клуба позволяет руководителю бизнеса многому научиться. «Спортсмены — это совершенно особая категория людей, в работе с которыми нужно использовать другой язык, другие рычаги влияния, другую мотивацию. Одно дело работать с математиками, другое — с регбистами. Я словно получаю альтернативный МВА — по созданию и управлению командой, которая побеждает»,— говорит он.

Выбор пути

Как можно развивать спорт в России? Есть ли иные перспективы, кроме частных инвестиционных инициатив? На этот вопрос спикеры высказались в приватной беседе. «Специально к чемпионату мира по футболу были построены новые стадионы в нескольких регионах России. Но если в Петербурге стадион “Зенит”, отданный в аренду нашей футбольной команде, функционирует и приносит доход: до пандемии заполняемость стадиона была около 60 тыс. человек, то для содержания стадионов в городах, где нет футбольных команд уровня “Зенита”, необходимы деньги, и немалые. В Саранске, к примеру, затраты на содержание стадиона оцениваются в 200 млн рублей в год. Понятно, что вероятность окупаемости новых стадионов была довольно низкой изначально, однако сейчас эти проекты явно убыточны. Что нужно, чтобы эти вложения окупились? Пример: за право показа матчей Английской премьер-лиге телеканалы платят миллиарды. Эти деньги распределяются по всем командам и полностью окупают их содержание. За право смотреть хороший матч на Западе люди готовы платить. У нас этого нет. А ведь это не такие уж большие деньги, достаточно отказаться от пары бутылок пива в месяц. Для этого нужно менять отношение к спорту, особенно у молодежи»,— рассуждает Олег Баринов.

«Для развития горнолыжной инфраструктуры необходимы огромные, миллиардные инвестиции,— говорит Дмитрий Новиков.— Поэтому в России все крупные горнолыжные курорты — это результат участия государства в реализации и финансировании проектов. Именно поэтому стало возможным появление таких гигантов, как курорты Красной Поляны и комплекса Архыз. Однако отечественная модель владения и управления пока отличается от ведущих мировых курортов — собственник-бизнесмен не участвует в их развитии. На Западе люди, построившие курорт, живут и работают на его территории, и они заинтересованы в эффективном функционировании объекта и его дальнейшем развитии. И конечно дешевые деньги позволяют инвестировать в долгосрочной перспективе. Если в России модель дешевых денег применить на соответствующих по климатическим условиям территориях, то мы можем получить через несколько десятилетий свой Церматт. Потому что заниматься этим будут не обезличенные госкорпорации, а конкретные люди, которые, что называется, знают и любят свой край. Это очевидно. В нашей дискуссии в зале мы не коснулись такой темы, как государственно-частное партнерство. Освобождение собственника от налога на имущество и субсидирование тарифов ЖКХ позволит существенно сократить срок окупаемости объекта. И тогда уже можно начать разговаривать с банками, которые в данном случае должны стать институтами развития. Однако путь, по которому мы сейчас идем, очень длинный, и приведет ли он к быстрому росту и потреблению услуг активного отдыха — большой вопрос».

«Чтобы спорт жил и развивался, следует вовлекать в него с детства — в школах, во дворах, проводить специальные уроки, строить залы и площадки,— считает Дмитрий Морозов.— Что до российского спорта высших достижений, то следует правильно работать с его популяризацией — на международном уровне, привлекать к нему внимание организаторов шоу, спортивных каналов. И он должен быть достаточно конкурентоспособен и привлекателен, в том числе и для англоязычной аудитории, которая будет готова платить за просмотр трансляций чемпионатов России. И если мы смотрим европейский футбол, почему в Европе не могут смотреть российский хоккей? Нужно договариваться с международными провайдерами, которые эту трансляцию смогут обеспечить. Надеюсь, что в будущем наш спорт, в том числе как часть индустрии зрелищ, будет более востребован. А пока российскому спорту до российского балета еще далеко».

Оксана Крапивко

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...