«Все совпадения случайны»

Дмитрий Гронский — о названии брендов

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский рассказывает, как вышло, что имена некоторых автомобильных брендов используются компаниями из других отраслей.

Фото: Danny Moloshok / Invision for the Television Academy / AP

Любая автомобильная компания строго следит за тем, чтобы никто без спроса не наживался на ее бренде. Я не знаю механики, как работает система отслеживания подобного рода нарушений — разосланы ли специальные агенты по всему миру или поощряются сигналы от рядовых граждан — но периодически в СМИ всплывают всякие истории.

Какому-то несчастному продавцу с рынка присуждают большой штраф не за то, что игрушечные машинки, которые он продавал, сделаны из ядовитого пластика, а потому, что на них стоит эмблема известной марки. Отдельная тема — календари и детские раскраски. За ними тоже строго следят. Кстати, не только потому, что кто-то наживается, а потому, что автомобили на этой полиграфической продукции иногда так уродливо нарисованы, что, очевидно, наносят марке репутационный вред. Но бывает, что автопроизводители и рады бы отсудить у кого-то права на имя собственное, но сделать этого не могут. Вот лишь несколько историй.

Если вы строили дом или делали ремонт, то наверняка имели дело с латунными кранами Bugatti. К сверхдорогим французским автомобилям эта итальянская марка запорной арматуры отношения не имеет. Ее зарегистрировали в 1948 году, когда великий Этторе Бугатти только что умер, а в послевоенной Европе было не до копирайтов. В самом обычном сетевом продуктовом магазине вы можете купить игристое вино Ferrari. Оно не имеет никакого отношения к автомобильной марке с гарцующим жеребцом на эмблеме. Этот брют под своим именем начал выпускать в 1902 Джулио Феррари, а основателю знаменитой автомобильной марки Энцо Феррари на тот момент было всего четыре года.

И раз уж речь зашла про напитки, до пандемии, когда мы с вами еще летали на самолетах за границу, многие наверняка обращали внимание в Duty Free на коньяк Renault, а некоторые даже использовали его для борьбы с аэрофобией. Этот французский коньячный дом был основан за полвека до того, как братья Рено зарегистрировали автомобильную фирму. Так что, как пишут в титрах кинофильмов, «все совпадения случайны».

Вся лента