Пандемия ударила по яхтенному бизнесу

Почему аренда лодок перестала быть привлекательной

Бизнес по аренде яхт рискует остаться без прибыли второй год подряд. Брокеры пожаловались “Ъ FM”, что до начала сезона всего несколько месяцев, а заказов почти нет. Они надеются, что отмена ковидных ограничений поможет спасти отрасль, но пока страны, куда традиционно приезжают любители арендовать яхту, только ужесточают правила. “Ъ FM” поговорил с участниками рынка и выяснил, с чем придется столкнуться путешественникам. С подробностями — Иван Якунин.

Фото: Зотов Алексей, Коммерсантъ

Неторопливость российских туристов можно понять: яхтенный сезон на Адриатике — это июль-август, а на Средиземном море длится и вовсе до сентября. За это время может произойти все что угодно — на курорте введут локдаун или комендантский час. К тому же, нет никаких гарантий, что сам клиент к моменту путешествия не заболеет, и поездку не придется отменять. Так что любители яхт пока осторожничают. Но гендиректор «Премиум Чартер» Мария Князева говорит, что это ошибочная стратегия — летом ценник будет выше.

«Это не потому, что сейчас все кинулись срочно как-то бронировать и рассчитывают на дисконт.

Дело в том, что чартеры, которые были оплачены, но не состоялись в прошлом году, перенесены на этот сезон, поэтому доступных для аренды яхт не так много на рынке.

А опасаться подписывать договор и делать предоплату совсем не стоит, поскольку к каждому договору подписывается дополнительное соглашение, где оговаривается возможность переноса, возврат денег в случае каких-то ковидных ограничений», — рассказала Мария Князева.

У россиян без европейского паспорта или ВНЖ в Евросоюзе не так много опций для прогулки на яхте. Можно отправиться в Грецию, но там туристов ждет двухнедельный карантин. «Аэрофлот» получил допуск на вылет в Испанию, но там пока не готовы принимать россиян — обсуждают параметры паспорта вакцинации. Из доступных яхтенных направлений традиционно популярна Хорватия. Чартерный брокер Atalanta Golden Yachts Наталия Севастова, впрочем, феномена популярности не понимает: «В Хорватии большой флот, он в хорошем состоянии, там очень много лодок, которые появились за последние годы. Но просто с точки зрения яхтинга, Хорватия достаточно ограниченная, то есть ее юг — это несколько островов, и многие яхтсмены их уже хорошо знают. Это та страна, откуда многие начинают яхтинг, в том числе и парусный, и, получается, что она достаточно избита для русского путешественника».

Отдельная эпопея — попытки добраться до зафрахтованной лодки. Традиционно яхтенные круизы начинаются в городе Пула. Если очень повезет, можно взять туда билеты всего с одной пересадкой во Франкфурте. Но в обратную сторону сервисы по поиску авибилетов предлагают добираться так: из Пулы — в Вену, оттуда — в Варшаву, там из одного аэропорта переехать в другой, вылететь в Ригу, и оттуда — в Москву. Время в пути: один день, 16 часов, пять минут. Но если это не пугает, лодки есть, в том числе премиальные, продолжает Наталия Севастова: «Каждая лодка — это индивидуальный продукт, у нее свое ценообразование, зависит от количества экипажа, ее года постройки, хорватский НДС составляет 15%, его платят сверху.

Цена на 25-метровую лодку в Хорватии будет составлять от €30 тыс. за неделю, это все включено, и доходить до €300, 400, 500 тыс., все зависит от размера лодки».

Но есть и более бюджетные направления. Например, Черногория. Правда, там до сих пор из-за COVID-19 не работают рестораны и кафе. А буквально два дня назад власти запретили передвигаться между городами на автомобиле, кроме как по работе. Значит, не получится долететь до Подгорицы через Белград, нужно искать рейс прямо в Тиват, где находится порт, а их гораздо меньше. Россия, кстати, договорилась о прямых перелетах в Черногорию, но они так и не состоялись. Зато брокеры не требуют арендовывать лодки на неделю, можно взять катер хоть на день, говорит менеджер по продажам Burevestnik Montenegro Дмитрий Лярский: «Есть дневные чартеры с 10.00 где-то до 18.00, до заката. Цена очень сильно зависит и от количества человек, и от размера яхты. Снять катер на день будет стоить где-то от €300 до €800, топливо оплачивается отдельно. Если же говорить, например, о трехдневном путешествии на семью из трех человек, такое путешествие обойдется примерно в €1,5 тыс. в сутки».

Последние данные по коронавирусу в России и мире

Смотреть

Участники рынка, кстати, настаивают, что прогулки на яхтах — это самый безопасный вид туризма. Небольшая компания сможет изолироваться на лодке и несколько дней вообще не контактировать с внешним миром. А если и высаживаться на берег, то на незаселенных островах. Это, кажется, понимает и министерство туризма Таиланда. Там для путешественников действует двухнедельный карантин, но его разрешили провести на борту.

Вся лента