H&M и Nike поссорил с Китаем синьцзянский вопрос
Компаниям объявлен бойкот из-за высказываний о Синьцзян-Уйгурском районе
Китайская общественность объявила бойкот H&M и Nike, призвав не покупать их продукцию. Такую реакцию спровоцировали давние комментарии этих компаний по поводу вероятного использования подневольного труда уйгуров на уборке хлопка в провинции Синьцзян.
Фото: Florence Lo, Reuters
Компании H&M и Nike оказались в центре скандала в Китае. Против них ополчились китайская общественность, телевидение, торговые площадки и даже селебрити: все призывают отказаться от покупки продукции этих производителей и разрывают с ними отношения. За этим стоят заявления H&M и Nike о том, что они не будут использовать для производства своей продукции хлопок и пряжу из Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). Заявления были сделаны на фоне развернувшейся широкой дискуссии о нарушении прав человека и использовании подневольного труда уйгуров на уборке хлопка в СУАР.
Интересно, что H&M и Nike высказались еще в середине прошлого года и до настоящего времени китайскую общественность это не беспокоило. Но несколько дней назад Евросоюз, а чуть раньше Великобритания, США и Канада ввели санкции в отношении КНР на основании того, что та «проводит репрессивную политику в отношении мусульман, проживающих в СУАР, в частности в отношении уйгуров». Именно это, как считают зарубежные СМИ и эксперты, и стало главной причиной для нынешнего бойкота двух компаний.
Представители Коммунистического союза молодежи Китая в блоге организации в соцсети Weibo опубликовали скриншоты заявлений H&M и Nike с комментарием: «Распространяют слухи, чтобы бойкотировать синьцзянский хлопок, но при этом хотят делать деньги в Китае? Размечтались!»
Центральное телевидение Китая (CCTV) объявило, что буквы H и M в названии H&M в китайском языке соответствуют словам, обозначающим ложь и фальсификацию, и добавило, что «для таких компаний у нас есть четкий ответ: не покупать (их продукцию.— “Ъ”)!» По словам CCTV, H&M «просчиталась», пытаясь быть «праведным героем», и теперь «должна заплатить высокую цену за свои неправильные действия».
К бойкоту присоединились самые популярные торговые площадки страны, включая TMall, где официальный магазин H&M, по данным СМИ, заблокирован. Поиск товаров обоих производителей не дает никаких результатов на JD.com, Taobao и Pinduoduo. Несколько китайских знаменитостей, которые были «послами» этих брендов, объявили о разрыве отношений с компаниями, «распространяющими слухи о Китае и правах человека», и подчеркнули, что «интересы родной страны для них важнее всего». Издание Global Times (принадлежит печатному органу Компартии Китая «Жэньминь жибао») отметило, что китайские граждане «имеют право выявлять и представлять на суд общественности оскорбительные высказывания западных компаний» о делах в СУАР и «выражать свой гнев». При этом издание вспомнило, что когда-то «язвительные замечания» о синьцзянском хлопке делали еще и Adidas, New Balance, Burberry и Zara.
«Нельзя просить китайцев отойти в сторону и позволить этим компаниям сохранять политкорректность для Запада, а в Китае попирать достоинство китайских потребителей,— подчеркивается в редакционной статье.— Китайский рынок неизбежно накажет эти компании».
На призыв организаций, прессы, телевидения и знаменитостей откликнулась общественность, и публикации под хештегом «Я поддерживаю синьцзянский хлопок» вошли в топ трендов в соцсети Weibo почти с 2 млрд просмотров. Пользователи начали публиковать в соцсетях видео, показывая, как они сжигают продукцию компаний.
Китайское представительство H&M ответило на происходящее публикацией в Weibo, в которой отметило, что «как и всегда, с уважением относится к китайским потребителям» и не заявляет никакой политической позиции. Для шведской компании китайский рынок является третьим по величине после Германии и США. В 2019 году продажи H&M в Китае, где у компании 520 магазинов, достигли $1,4 млрд. Для американского производителя китайский рынок также является третьим по величине после Северной Америки и региона EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка). У Nike в Китае 7 тыс. магазинов, и в 2020 финансовом году (закончился в мае 2020 года) продажи компании там составили $6,7 млрд.
Фотогалерея
Борьба с экстремизмом по-китайски
С начала апреля 2017 года в Китае вступил в силу закон о противодействии экстремизму в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. 8 млн из 21 млн жителей региона исповедают ислам, и власти страны пытаются бороться с распространением радикальных идей
Фото: Reuters / Thomas Peter
Три раза в день жители Кашгара, работающие на главной торговой улице города, выходят на «антитеррористические учения». Продавцы деревянными палками отбиваются от воображаемых нападающих радикалов, полицейские в это время отрабатывают приемы обезвреживания «террористов»
Фото: Reuters / Thomas Peter
Этническое большинство Синьцзян-Уйгурского автономного района составляют уйгуры — тюркский народ, основной религией которого является ислам. Новый закон запрещает им, в частности, отращивать бороды, носить хиджабы и никабы, совершать некоторые религиозные ритуалы
Фото: Reuters / Thomas Peter
Кроме того, по новому закону о противодействии экстремизму собственники магазинов, ресторанов и других общественных мест должны за свой счет установить «кнопки безопасности», камеры видеонаблюдения не только снаружи, но и внутри здания
Фото: Reuters / Thomas Peter
Одной из причин столь строгого отношения к уйгурам со стороны властей КНР стали протесты 2009 года, когда представители этноса требовали не притеснять их. Тогда в ходе столкновений с правоохранителями погибли несколько сотен человек. Власти обвинили в происшедшем радикальные исламистские группировки
Фото: Reuters / Thomas Peter
Девочка спит рядом со щитом полицейского в городе Хотан в СУАР
Фото: Reuters / Thomas Peter
Кроме того, опасения властей КНР вызывает террористическая организация «Исламское движение Восточного Туркестана», которая действует в СУАР. Радикально настроенные уйгуры из этого движения, по информации властей, уезжают на войну в Сирию. Предположительно, на стороне исламистов воюют около 2 тыс. уйгуров
Фото: Reuters / Thomas Peter
Один из продавцов в Кашгаре заявил агентству Reuters: «У нас нет частной жизни и личного пространства. Власти хотят видеть все, что мы делаем или собираемся делать»
Фото: Reuters / Thomas Peter
Еще одной причиной пристального внимания к уйгурам со стороны властей КНР стал проект «Один пояс — один путь» — часть торгового маршрута Нового Шелкового пути, который начинается в СУАР и через страны Средней Азии и Иран ведет в Европу
Фото: Reuters / Thomas Peter
Обеспечение безопасности торгового маршрута — приоритетная задача китайского руководства. Этническая напряженность и возможное укрепление экстремистских настроений ставят под угрозу реализацию этого инфраструктурного проекта, который стал символом правления действующего лидера Си Цзиньпина
Фото: Reuters / Thomas Peter
Жительница города Хотан в СУАР в лавке с платками
Фото: Reuters / Thomas Peter
Однако такой контроль и давление со стороны полицейских на жителей СУАР противоречит экономическим интересам КНР, считает эксперт по китайской этнической политике из Университета Ла Троб в Мельбурне Джеймс Лейбольд. По его словам, эти меры могут привести к миграции уйгуров из этого района, что снизит возможности для торговли через этот регион
Фото: Reuters / Thomas Peter
Женщина молится возле могилы имама Асима в пустыне Такламакан в Синьцзян-Уйгурском автономном районе
Фото: Reuters / Thomas Peter
Синьцзян-Уйгурский автономный район — один из самых экономически развитых регионов КНР. В 2016-м годовой прирост ВРП превысил 7,5%, что выше среднего показателя по стране. Здесь обнаружены крупные месторождения нефти, угля и золота, что обусловливает стремление властей КНР стабилизировать обстановку в регионе
Фото: Reuters / Thomas Peter
«Все это делается для безопасности. Кашгар станет главным туристическим и торговым центром. Здесь все должно быть спокойно»,— заявил агентству Reuters полицейский, патрулирующий один из крупнейших городов СУАР
Фото: Reuters / Thomas Peter