Заправский союзник
Российское правительство думает об импорте бензина из Белоруссии
Как стало известно “Ъ”, правительство поручило Минэнерго проработать вопрос поставок бензина из Белоруссии для увеличения предложения на внутреннем рынке. Сейчас оптовые цены на топливо незначительно снижаются, хотя в марте доходили до исторических максимумов. Россия в последние годы минимизировала импорт белорусских нефтепродуктов, а в 2020 году на фоне пандемии даже защищала от них внутренний рынок. По словам экспертов, на данный момент поставок из Белоруссии нет, поскольку для местных компаний они менее выгодны по сравнению с экспортом в Европу или на Украину, и ситуация может измениться только в случае снижения цен на нефть.
По данным “Ъ”, Минэнерго и МИД РФ поручено до 15 апреля проработать вопрос о поставках бензина из Белоруссии. Такое поручение дал вице-премьер Александр Новак по итогам совещания с нефтекомпаниями 15 марта в контексте ситуации на топливном рынке РФ, следует из протокола (есть у “Ъ”). По информации источников “Ъ”, подробно поставки из Белоруссии не обсуждались.
Ключевой темой совещания была корректировка демпфирующей компоненты по бензину (см. “Ъ” от 17 марта), 10 марта такое решение было принято у вице-премьеров Александра Новака и Дмитрия Григоренко. Благодаря этой мере правительство хочет сдержать рост оптовых цен на бензин, которые заметно выросли с начала 2021 года. Тем не менее в протоколе совещания от 15 марта тема демпфера никак не затронута. В секретариате господина Новака отказались от комментариев.
В Минэнерго отметили, что «ежегодно перед весенними ремонтами НПЗ и периодом роста спроса прорабатывают все возможные каналы получения и распределения автомобильного бензина».
В министерстве добавили, что в условиях, когда цены в РФ сдерживаются за счет демпфера, поставки автомобильного бензина белорусских НПЗ в Россию экономически неэффективны по сравнению с экспортом за пределы ЕАЭС. При этом, подчеркнули в Минэнерго, баланс производства и потребления топлива в России избыточен, и белорусский продукт не будет необходим.
Сейчас стоимость топлива на СПбМТСБ незначительно снижается, однако цены недалеко ушли от исторических максимумов. Так, АИ-92 подешевел 29 марта на 0,81%, до 53,6 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — на 0,9%, до 55,9 тыс. руб. за тонну. В Минэнерго в марте заявляли, что не видят предпосылок повторения топливного кризиса.
Белорусское топливо исторически поставлялось в западные регионы России, однако в последние несколько лет импорт резко упал или даже обнулился, поскольку для белорусских производителей продажа в северо-западную Европу и на Украину более выгодна. Исключением стал 2020 год, когда России на фоне пандемии пришлось ввести запрет на импорт нефтепродуктов, который действовал до 1 октября 2020 года. Эмбарго должно было препятствовать попаданию более дешевого — прежде всего белорусского — топлива в страну в то время, как в РФ из-за пандемии наблюдалось снижение спроса. Сейчас Россия не импортирует топливо из Белоруссии, но с этого года оно в довольно крупных объемах поставляется транзитом в порты на российской Балтике для перевалки на экспорт. Поставки были переориентированы из прибалтийских портов, что стало ответом Белоруссии на санкции стран Прибалтики, введенные после подавления протестов в Минске.
В январе—марте импорт бензина из Белоруссии в Россию отсутствовал, поскольку для «Белорусской нефтяной компании» гораздо привлекательней отгрузки на Украину и в дальнее зарубежье из-за роста котировок в северо-западной Европе, отмечает редактор издания «Argus Моторное топливо России» международного ценового агентства Argus Дмитрий Гончаренко.
По его словам, если нефть на мировом рынке будет дешеветь и нетбэки по направлению в северо-западную Европу станут сопоставимы с альтернативной поставкой в Россию, что, скорее всего, произойдет при цене Urals ниже $60 за баррель, белорусский бензин тут же появится в продаже на СПбМТСБ по привлекательным ценам. В таком случае поставки могут пойти в западные регионы РФ — прежде всего в Брянскую, Смоленскую области, Москву и Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградскую область, а также в Калининградскую область. По данным Argus, по итогам 2020 года из Белоруссии на российский рынок было ввезено около 99 тыс. тонн бензина, тогда как годом ранее импорт отсутствовал.