Драйверы второго эшелона
Лизинг
Рынок лизинга впервые за пять лет по итогам 2020 года показал отрицательную динамику. Наибольшее влияние пандемия и экономический кризис оказали на крупные контракты, однако в сегменте автолизинга, где в основном работают средние игроки, сохраняется положительный тренд. Эксперты оптимистично смотрят на развитие отрасли в 2021 году, отмечая увеличение проникновения лизинга в бизнес, но подчеркивают, что ситуация будет зависеть от динамики ВВП и экономики.
По данным агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса сократился на 6% и составил 1,4 трлн рублей. Сегмент железнодорожного, авиализинга, лизинга морских и речных судов, а также недвижимости просел на 36%, в то время как объем нового бизнеса розничных сегментов показал рост на 9%, говорит старший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Руслан Коршунов. В структуре сделок на рынке на госкомпании пришлось около 52% нового бизнеса в 2020 году против 55% в 2019 году.
Спад в экономике на фоне пандемии привел к росту объема реструктуризации лизинговых договоров и, как следствие, к увеличению проблемных активов, добавляет он. По оценкам агентства, доля проблемных активов в совокупном портфеле лизинговых компаний составила 20% в 2020 году, а в абсолютном выражении с конца 2019 года объем проблемных активов увеличился на 70%.
Мировой рынок лизинга сократился на 13%, в то время как в России снижение составило 6%, подчеркивает генеральный директор компании «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин. Объем лизингового портфеля увеличился на 6,5% и составил 5,2 трлн рублей, однако темпы роста замедлились: в 2019 году рост портфеля составил 14%.
В целом в лизинговой отрасли можно выделить два сектора: крупный инфраструктурный лизинг (например, вагоны, самолеты, буровые установки), где крупные суммы сделок и длинные сроки , и лизинг автотранспорта, нацеленный в основном на предприятия малого и среднего бизнеса. Первый, по оценкам Fitch Ratings, занимает более половины рынка, второй — около 25%.
Лизинг — эффективный инвестиционный механизм для финансирования процессов приобретения и модернизации основных производственных мощностей, но если экономика «сжимается», а именно это мы наблюдали в 2020 году, то совершенно точно никто не вкладывается в расширение, объясняет положение в отрасли директор компании «ТСС-Лизинг» Татьяна Донченко. Наибольшее снижение объема наблюдается у крупных корпоративных клиентов, в то время как автолизинг продолжает планомерное развитие, добавляет она. Например, авиационная отрасль в связи с закрытием границ и сокращением объема внутренних перевозок сильно пострадала от пандемии: по оценкам InfraOne, авиакомпании потеряли в среднем 42% годовой выручки.
Динамика сегментов отрасли
По итогам девяти месяцев 2020 года лизинг авиационного транспорта сократился на 30%, приводит данные господин Калинкин. Впрочем, отмечает он, «Газпромбанк Лизинг» нарастил объемы в сегменте почти в два раза, что объясняется тем, что компания не занимается крупной пассажирской авиацией. «Мы финансируем клиентов, которые нуждаются в вертолетах или малой авиации для облета трубопроводов газо- и нефтеобъектов, пожаротушения, оказания медицинской помощи»,— рассказывает он.
Основным драйвером для компании стал сегмент автолизинга, доля которого к концу года выросла с 38 до 43%. В целом по итогам 2020 года «Газпромбанк Лизинг» увеличил объем нового бизнеса на 67%, до 116,5 млрд рублей (с НДС). Лидерами по объему нового бизнеса в крупном корпоративном секторе стали сегменты спецтехники (рост в четыре раза), авиатранспорта (+71%), машиностроительного, металлообрабатывающего и металлургического оборудования (+79%), а также телекоммуникационного оборудования (рост в 3,7 раза).
Генеральный директор ООО «Балтийский лизинг» Дмитрий Корчагов отмечает, что компании удалось нарастить портфель в кризисный год, чему помог ряд факторов. «Во-первых, это отложенный спрос, который сформировался во втором квартале, а реализовываться начал довольно быстро — уже в третьем и четвертом кварталах. Во-вторых, снижение ключевой ставки ЦБ, благодаря которому финансирование стало более доступным. В-третьих, это программы господдержки, стимулировавшие спрос»,— поясняет он.
По итогам 2020 года объем нового бизнеса «Балтийского лизинга» превысил 65,19 млрд рублей, эта сумма на 20,8% больше, чем в 2019 году. Всего за 2020 год компания заключила почти 21,5 тыс. сделок финансового и операционного лизинга, что на 8,8% больше, чем в прошлом году. При этом объем портфеля по состоянию на 1 января 2021 года достиг 80,6 млрд рублей, увеличившись на 23,5% по сравнению с 2019 годом.
В топ-3 наиболее популярных предметов лизинга вошли автотранспорт (доля в объеме нового бизнеса — 61,5%), строительная и дорожно-строительная техника (18%), а также сельскохозяйственная техника (5%).
Объем сделок компании «ТСС-Лизинг» в сфере логистики вырос почти на 60%, в частности, в сегменте складского оборудования, рассказывает госпожа Донченко. «Рост объемов на 25% показал лизинг с предприятиями из сегмента малого бизнеса, которые, несмотря на сложившуюся ситуацию, ищут возможности для повышения эффективности своей работы. Достаточно успешной в прошедшем году была и наша работа с клиентами из дорожного строительства»,— добавляет она.
Дополнительный импульс к развитию в этот период наблюдался в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, рост спроса на лизинговые услуги в которой подстегнула реализация мусорной реформы. В результате по итогам 2020 года доля компаний в портфеле «ТСС-Лизинга», занятых в отрасли ТКО, достигла 17%.
Перспективы рынка
Рынок лизинга в России находится на стадии развития и имеет очень большой потенциал, считает господин Калинкин. По итогам 2019 года Россия поднялась на два пункта в мировом рейтинге стран по объему лизингового рынка и заняла десятое место. Среди стран Европы Россия сегодня находится на пятой позиции, также поднявшись на два места с 2017 года.
Мировой рынок лизинга в 2021 году ожидает рост в размере 14%, прогнозирует он. С оценкой роста в объеме 10–15% также согласна госпожа Донченко. По ожиданиям агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса по итогам 2021 года прирастет на 10–15% и составит около 1,6 трлн рублей. Темпы роста рынка менее 10% возможны в случае слабого восстановления экономики (ниже 2% ВВП) и введения новых ограничительных мер.
Лизинг для физических лиц в России все еще остается непривлекательным с точки зрения экономической выгоды, поскольку сегодня только некоторые компании могут воспользоваться налоговыми преимуществами. В Европе ситуация иная, поэтому проникновение лизинга там составляет в среднем 30%, в Америке — 60% в противовес нашим 12%, рассуждает господин Калинкин.
По мнению аналитика Fitch Ratings Аслана Тавитова, в среднесрочной перспективе доминирование госкомпаний на рынке российского лизинга не ослабнет и, возможно, даже усилится. Он напоминает о прошлогодней покупке «Газпромбанк Лизингом» частной компании Carcade в рамках продолжающейся консолидации на рынке. Крупный инфраструктурный лизинг стагнировал в 2020 году, но это не сильно влияет на динамику портфелей из-за длинных контрактов, поясняет господин Тавитов. По ожиданиям Fitch, восстановление в авиализинге займет не менее трех лет. Железнодорожный рынок, где происходит перераспределение парка между игроками, также не станет драйвером роста лизингового портфеля. Хотя, отмечает эксперт, по мере увеличения госзаказа подрастает лизинг водного транспорта. Развитие второго пласта лизингового рынка — автотранспорта — будет зависеть от динамики ВВП и экономики в целом, считает аналитик.
«Если в начале локдауна компании столкнулись с трудностями, то к концу 2020 года возобновился рост портфеля. В этом сегменте доминируют средние компании с сильными финансовыми метриками. Вероятно, подрастет проблемность их активов, но ситуация останется управляемой. Значительным отличием от кризиса 2014–2015 годов в прошлом году стала снижающаяся ставка рефинансирования, которая оказывала поддерживающий эффект для бизнеса»,— заключает он. Однако уже в середине марта Банк России повысил ключевую ставку на 0,25 п. п., до 4,5%. До этого ЦБ четыре раза сохранял ее на уровне 4,25%. Впрочем, продолжает эксперт, многие лизинговые компании ориентированы на рублевый облигационный рынок, и стремительный приток частного капитала расширяет их базу фондирования, особенно для компаний, чьи рейтинги допускают приобретение их облигаций «неквалифицированными инвесторами».